Марина Ивановна Андреева
Сообщение из опыта работы: «Взаимосвязь ФЭМП и физического здоровья в непосредственно организованной деятельности малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения детей дошкольного возраста. Всем известно, что в последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. А без движений ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира.
Публикация «Сообщение из опыта работы: „Взаимосвязь ФЭМП и физического здоровья в непосредственно организованной деятельности малышей“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Существуют следующие варианты организации обучения детей математике в комплексе с физическим развитием :
- наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
- увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике;
- комбинирование умственной и физической нагрузки в ходе физкультурно-математических праздников и занятий-путешествий. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и т. д.
В нашей группе, уже начиная с утренней гимнастики, я продолжаю знакомить детей с понятиями «круг», «шире», «уже», «выше», «ниже», учу элементам счета «1-2-3», закрепляю знание основных цветов, величины «большой, маленький».
Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Остановлюсь подробнее на организации обучения детей математике в комплексе с физическим воспитанием в непосредственно организованной деятельности. Во время «Прогулки с Солнышком» в игровой форме с помощью мультимедийной установки я познакомила детей с частями суток – утро, день, ночь. Посредством психогимнастики дети немного расслабились и показали, как солнышко просыпается, умывается, обогревает землю. Далее дети закрепляли понятия «один – много» веточек на дереве, «укрывали его снегом» в нетрадиционной технике рисования. В подвижной игре «Принеси мяч» дети, выполняя задание, расширяли и уточняли знание основных цветов, величины (большой – маленький, формы (мяч – куб, количества («Принеси много кубиков, но один мяч»).
Соединяя в необходимых пропорциях фрагменты развития математических способностей и развития физического развития в одну деятельность, можно сохранять внимание детей на высоком уровне довольно продолжительное время, причем это относится к детям различных темпераментов и способностей.
В ходе занятий разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организую так, чтобы дети в основном не сидели за столами, а находились в движении и через комплексные задания постигали математические отношения и свойства объектов окружающего мира.
На прогулке, проводя наблюдение, я отмечаю, что деревья - высокие, а кусты – низкие, грузовая машина – большая, а легковая – маленькая, высоко по небу плывут облака, а на земле лежит снег или растет трава и т. д. Организуя подвижные игры, например, «Поезд», я снова акцентирую, что поезд – длинный, вагонов – много, а машинист – один, «Пузырь», «Каравай» - круглый. Дети очень любят играть в подвижную игру «Найди свой домик», где они закрепляют знание основных цветов, знакомых фигур.
На своих занятиях наш инструктор по физическому воспитанию также уделяет внимание и познавательным задачам. Она, используя оборудование, всегда отмечает, что канат, например, толстый и длинный, а косичка – тонкая и короткая, мячи - круглые, бывают разных размеров и цветов, при беге делает акцент на темпе («Бежим медленно, а теперь – быстро») и т. д.
Итак, интеграция процессов формирования элементарных математических представлений и физического воспитания детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
.