Получи документы

Использование базовой модели «Объект-Имя признака-Значение имени признака» при ознакомлении с сенсорными эталонами

Наталья Головина
Использование базовой модели «Объект-Имя признака-Значение имени признака» при ознакомлении с сенсорными эталонами

Использование базовой модели «Объект-Имя признака - Значение имени признака» при ознакомлении детей раннего дошкольного возраста с сенсорными эталонами.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание психолого-педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей. Одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является Сенсорное развитие.

Публикация «Использование базовой модели „Объект-Имя признака-Значение имени признака“ при ознакомлении с сенсорными эталонами» размещена в разделах

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, затем в школе.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцируемые зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывая ребёнку мир вещей и явлений.

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает пред теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. И главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Под сенсорной культурой ребёнка мы понимаем комплекс умений по выявлению признаков объектов материального мира, определению их значений и схематизации признака.

Базовой моделью ознакомления с сенсорными эталонами в нашем детском саду принята модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака» (Авторы алгоритма Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук). Для освоения данной модели и использования ее в педагогической деятельности были разработаны этапы, по которым воспитатели организовывали свою работу с детьми. Прежде всего, были приняты общие на весь детский сад схемы имен признаков.

На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика выделяет семнадцать имён признаков, воспринимаемых анализаторами человека (зрительными, тактильными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными). Это цвет, форма, размер, количество, структура, изменения во времени, звук, запах, температура, вес, влажность, рельеф, материал, место расположения, ориентация в пространстве, действие и вкус. У каждого из перечисленных имён признаков есть огромное количество значений, а также свое графическое, схематическое обозначение.

В нашем детском саду создана специфическая предметная среда для работы с детьми по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Успешное освоение детьми модели зависело от интереса детей, поэтому педагоги детского сада оформили в группах различные пособия. Все пособия размещены в учебных зонах групповых комнат, они хорошо видны детям, привлекают их внимание.

Формы работы с пособиями использованы самые разнообразные : это и непосредственная образовательная деятельность, и проектная деятельность, которая позволяет перевести знания и умения в компетентности информационного, коммуникативного и технологического планов, и самостоятельная деятельность детей.

Стратегия обучения детей выявлению признаков объектов и их использованию в познавательном процессе осуществляется пошагово.

Первый шаг - организация чувственного опыта детей по определенному признаку.

Например: при ознакомлении с признаком «влажность» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы и ищут объекты мокрые, сухие, влажноватые, жидкие и т. д. Задача воспитателя ввести в пассивный словарь детей обобщающее слово «влажность».

Второй шаг - показ символа (схемы) признака.

Например, появляется значок, на котором изображена тучка (схема признака «влажность»). Воспитатель предлагает детям игру: «Попутешествуем со значком, который спрашивает у объектов : какие они по влажности?». Задача воспитателя побуждать детей задавать вопрос от «имени» значка.

Третий шаг - активизация умений видеть значения признака, с которым познакомились дети. Воспитатель по мере надобности обращает внимание детей на схему признака и просит сделать описание какого либо объекта по нему. Например, на прогулке воспитатель показывает детям схему признака «влажность», просит вспомнить вопрос, который «задает» этот значок. Данный вопрос дети задают по отношению к весенней рябине: «Рябинка, какая ты по влажности?». Задача воспитателя побуждать детей узнавать данный признак на схеме и делать описание объекта через его значение.

Четвертый шаг - самостоятельное применение детьми схематических изображений для изучения признаков какого либо объекта. Задача воспитателя активизировать детскую инициативу и направленность при описании объектов через набор признаков.

Одно из основных обобщений, которое делает ребенок в дошкольном возрасте, касается имен признаков. Ребенок познает признак через изменение его значений. Например: указывая какую-либо форму, воспитатель (родитель) должен говорить:- «Этот объект по форме круглый». В данном случае «ФОРМА» - имя признака, «КРУГЛЫЙ» - значение имени признака «форма». Взрослые часто пропускают имя признака в речи, предполагая, что это сам ребенок догадается, что речь идет о форме, на самом деле обобщение дети делают с трудом. Если указывать только значение имен признаков, при этом не называть само имя признака, то у ребенка существенно задерживается, а иногда не происходит формирование обобщенного понятия цвет, форма, размер и т. д.

Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся строгими рамками, а усвоение сенсорного эталона – это не означает научиться правильно называть то или иное свойство, а главным является умение пользоваться представлениями об именах признаков для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях.

В удовлетворении (а чаще развитии) детской любознательности нам помогают игры с именами признаков и свободное экспериментирование. Эти методы вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогают им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Рыбалка»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Рыбалка» ель: Учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, части, материал, действие, вкус и т. д.) и описывать по ним объект, подбирать разные.

Папка-передвижка (письменная консультация) «Родителям о ТРИЗ» РОДИТЕЛЯМ О ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака» - как инструментарий ОТСМ – ТРИЗ В дошкольном возрасте у ребёнка начинают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование базовой модели «Объект-Имя признака-Значение имени признака» при ознакомлении с сенсорными эталонами
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 18:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД