Папки-передвижки

Сообщение к педсовету. Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольника к здоровому образу жизни

Ольга Зайцева
Сообщение к педсовету. Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольника к здоровому образу жизни

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №709

Дошкольного образования №2

Сообщение к педсовету

Взаимодействие детского сада и семьи

в приобщении дошкольника

к здоровому образу жизни.

Инструктора по физической культуре

Зайцевой О. П.

Москва 2014 г.

Публикация «Сообщение к педсовету, Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольника к здоровому образу жизни» размещена в разделах

Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровье - формирующего образования.

Здоровье - одна из главных ценностей жизни. Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Все дети любят бегать, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

В средствах массовых информаций из уст педагогов, медиков, родителей все чаще поднимаются вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей ближнего зарубежья, а для всех жителей нашей планеты. В эпоху компьютерных технологий, эпоху изобретения все новых видов машин, которые, казалось бы, предназначены в помощь человеку, должны освобождать от бытовых проблем; в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах нашей страны. Эта же проблема существует и у нас в детском саду.

Состояние здоровья в детском саду в 2013-2014 учебном году

(для занятий физкультурой)

1 основную группу здоровья имеют 38% д. ,

2 основную группу здоровья имеют 46% д.

16 % - это дети, имеющие подготовительные группы

В диаграмме представлены сведенья о группах здоровья и на ней видно, что детей с 1 группой здоровья становиться с каждым годом все меньше,а дети со 2 группой здоровья (ослабленные, имеющие какие либо заболевания преобладают. А также появляются дети с хроническими заболеваниями.

Исследования ученых в последние годы выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено ухудшением социально- экономических, экологических условий, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольное образовательное учреждение как уникальная образовательная система позволяет отчасти нивелировать неблагоприятный комплекс факторов, определяющих сегодня низкие показатели здоровья детей.

Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте.

В нашем детском саду проводиться большая работа с детьми по укреплению их здоровья :

• утренняя гимнастика;

• непосредственная образовательная деятельность - физкультура, которая проводится 3 раза в неделю и продолжительность ее зависит от возраста воспитанников; в соответствии с СанПин у старших дошкольников одно физкультурное занятие проводиться на воздухе;

• физкультминутки (в середине статического занятия);

• подвижные и спортивные игры -ежедневно (на прогулке);

• физкультурные досуги проводят 1 раз в месяц;

• физкультурные праздники 2 раза в год;

• дни здоровья 1 раз в квартал.

• самостоятельная двигательная деятельность (самостоятельное использование физкультурно-игрового оборудования; самостоятельные подвижные и спортивные игры).

Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

В наше детском саду используются и соблюдаются принципы закаливания:

систематичность - это ежедневное выполнение процедур;

последовательное и постепенное увеличение дозировки процедур.

Методы закаливания:

Закаливание воздухом –

• утренний прием детей на улице;

• утренняя гимнастика на воздухе в весенне-летний период;

• занятия физкультурой в носках и облегчённой одежде;

• третье физкультурное занятие на воздухе в старшем возрасте;

оздоровительная гимнастика после сна;

• проветривание помещений.

Температура воздуха в помещении:

С 1 до 3 лет - +20оС

С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС

Проветривание помещений проводится 4-5 раз в день через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном;

Закаливание водой –

• ежедневное умывание и мытье рук прохладной водой в течение дня;

• в летний период с целью закаливания мы используем обливание и мытье ног прохладной водой;

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

Для оздоровления детей традиционно в нашем дошкольном учреждении, проводятся:

• дни открытых дверей, когда родители приглашаются в детский сад в удобное для них время для просмотра физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми :

• физкультурные занятия,

• гимнастики для глаз и т. п.

совместные с родителями праздники и досуги: «Папа, Мама, Я - спортивная семья», «Зимние Олимпийские Игры», "Летние Олимпийские игры";

• дни здоровья.

Наглядно - текстовые формы работ:

выставки детских работ, дидактических игр на оздоровительную тематику; папки-передвижки,

• консультации и рекомендации для родителей;

информационные стенды;

фотовыставки о мероприятиях,

• регулярно вывешивается информация о всех спортивных мероприятиях на сайте школы.

Диагностические формы работы:

• индивидуальные беседы и консультирование специалистами детского сада;

• анкетирование определяет уровень педагогической культуры родителей.

Не смотря на все работу, которую проделывает дошкольное учреждение по оздоровлению детей, проблема заболеваемости в детском саду продолжает оставаться актуальной. Конечно, заболеваемость в детском саду связана с адаптацией вновь поступивших детей, с инфекционными сезонными заболеваниями, которым подвержены жители больших городов, детскими инфекционными заболеваниями.

Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей, интересов прав и обязанностей каждого участника.

Для того, чтобы выявить представления родителей по данной проблеме мной было проведено анкетирование родителей практически всех возрастов.

Анкетирование показало, что многие родители мало уделяют внимания своим детям из-за загруженности на работе, воспитанием занимаются в основном бабушки, родители гуляют с детьми в основном в выходные. При всем при том, по заявлению родителей регулярно занимаются закаливанием детей: воздушные ванны, контрастное обливание, сон при открытой форточке.

Курящие родители не считают курение вредной привычкой, это не проблема,

Результаты анкетирования показали, что в целом родителей дошкольников волнуют вопросы укрепления здоровья своих детей и семьи. Но предпринимать для этого значительные усилия, менять свой привычный режим жизни готовы относительно небольшая часть родителей (около 30%).

Родители хотят видеть своих детей здоровыми, но не всегда понимают зависимость состояния здоровья от образа жизни.

Большинство родителей признаются, что не считают себя субъектами (т. е. активными участниками) здорового образа жизни.

Создание представлений о здоровом образе жизни.

ЗОЖ – это целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья, а также повышение адаптационных способностей организма. Основная идея – здоровый образ жизнине формируется с помощью отдельных мероприятий.

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет.

Рациональный режим дня

Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?

1. На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т. п.).

2. На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.

3. На вовлечении ребенка в трудовые процессы.

4. На формировании общепринятых гигиенических навыков.

5. На эмоциональном благополучии и общении.

6. На учете индивидуальных особенностей ребенка.

К сожалению, индивидуальный подход при планировании любого компонента здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в выходные дни и вечером после посещения детского сада. В связи с этим родителям в формировании режима следует придерживаться двух главных принципов: стабильности и гибкости. Стабильность подразумевает постоянство, гибкость – возможность быстрого перестроения режима под меняющиеся потребности интенсивно растущего организма.

Питание

В связи с важностью такого компонента как питание, которому необходимо регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

Физическая нагрузка

Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами спорта в секциях.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

Закаливание

Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

Несмотря на то, что в будние дни ребенок посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых обстоятельствах.

Гигиенические мероприятия и навыки

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.

Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста :

1. умывание и чистка зубов утром и вечером;

2. мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;

3. мытье ног и тазовой области перед сном;

4. смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;

5. мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;

6. замена постельного белья раз в 2-3 недели;

7. регулярная замена индивидуальных полотенец;

8. использование туалетной бумаги.

Я перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и рисовании, ограничение просмотра телевизора, гигиена слуха (сводится преимущественно к ограничению громкости передач и музыки, требования к одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный покрой) и некоторые другие показатели.

Благополучная психологическая обстановка

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы. Конфликтные ситуации с воспитателем чаще всего тоже могут быть решены - пусть порой и путем обращения к заведующей дошкольного учреждения.

Родителям следует помнить, что детский сад может стать источником серьезных детских переживаний, ведущих к невротизации, поэтому ни в коем случае их нельзя игнорировать – проблемы нужно решать. Кстати, конфликтная ситуация в детском саду может сыграть свою положительную роль в воспитании: ребенок, видя заинтересованность родителя в его проблемах и грамотное поведение во время конфликта, получает образец решения проблем, учится находить выход из сложных ситуаций. Поэтому приложите все усилия, чтобы решение конфликта было максимально рациональным и проходило без криков и угроз.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками; самостоятельная деятельность и помощь по дому; тренировка выносливости и навыков самоограничения (об этом более подробно читайте в статье.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи осуществляется по-разному. В настоящее время существует много форм взаимодействия дошкольного учреждения и родителей.

Наше дошкольное учреждение ставит следующие задачи в работе с родителями в плане приобщения дошкольников к здоровому образу жизни :

• Изучение запроса родителей.

• Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.

• Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

• Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

• Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Я предлагаю создать в нашем детском саду семейный клуб, занятия которого будут ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейного клуба являются:

• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

• оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;

• повышение педагогической компетенции родителей;

• обмен опытом семейного воспитания;

• укрепление детско-родительских отношений;

• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Положением о семейном клубе определены права и обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

• круглый стол;

• тренинг;

• практикум;

• решение педагогических ситуаций;

• обмен опытом семейного воспитания;

• видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;

• организация совместной деятельности детей и родителей.

Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т. е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому.

(Себастьян Брандт)

Публикации по теме:

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль.

Формируем привычку к здоровому образу жизни В дошкольном возрасте активно идет формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц,.

Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни» (старший дошкольный возраст) Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Старший дошкольный возраст Время проведения: 4 квартал.

Лэпбук по здоровому образу жизниЛэпбук по здоровому образу жизни Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков.

Содружество и взаимодействие семьи и детского сада Содружество и взаимодействие семьи и ДОУ Матвеева М. А. с. Чакыр, Чурапчинский улус, Республика Саха Мунициаальное бюджетное дошкольное учреждение.

Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Малосалаирский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Совместная работа детского.

Технологии обучения здоровому образу жизни Технологии обучения здоровому образу жизни. 1. Утренняя гимнастика проводиться каждый день по 6 – 8 минут с сопровождением музыки, так у.

Взаимодействие детского сада и семьи В преддверии весеннего праздника! Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников. Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья".И наш коллектив.

Взаимодействие детского сада и семьи по созданию благоприятных условий, направленных на развитие здорового образа жизни детей Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение к педсовету. Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольника к здоровому образу жизни
Опубликовано: 23 июня 2016 в 15:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД