Получи документы

Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств

Елена Бышева
Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств

Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

комбинированного вида»

Сообщение на

педагогическом совете

на тему:

«Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Воспитатель : Бышева Е. В.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому. Испытывает радость от общения с природой, с ее поэтическим образом в ее сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

Публикация «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» размещена в разделах

Прямое общение с природой и знакомством с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, потешки, стихотворения на эту тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережному отношению ко всему живому.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на нее, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

Какие же методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?

Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительной деятельности высокохудожественные произведения.

Отбирая художественные произведения, необходимо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «»Чьи ноги, М. Пришвина( «Золотой луг», «Разговор деревьев», Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок», Г. Скребитского («Четыре художника», И. Соколова-Микитова («От весны до весны»). Мир природы показан в данных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

Большое значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе : «Зима» А. С. Пушкина, «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова, «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчева и др. Необходимо дать детям представление о разнообразии поэтического образа природы, показать, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях рассказывается, как рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов.

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Любуясь природой, дети вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака, Ю. Коринца и др. Замечают щебетание птиц («зачирикал воробей веселей на крыше», прислушиваются к разноголосью звуков.

Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнышко. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Например, наблюдая за цветами, можно загадать загадки: «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка) и т. п. В результате у ребенка возникает желание узнать побольше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нем; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всему живому.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, необходимо углублять и дополнять на художественно-речевых занятиях.

В работе с детьми, прежде всего, нужно использовать метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Побуждению к сопереживанию способствует беседа, предшествующая чтению произведения. Слушая чтение, дети сопоставляют действительность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и рассматривание иллюстраций к произведению, беседа по его содержанию, умение оценить его.

Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности можно применить метод проблемных, поисковых ситуаций. Предлагать детям словесные игры. Отгадывать и придумывать свои загадки, сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса более эффективно осуществляется при ознакомлении детей с поэтическими произведениями и разучивание их. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.

При разучивании ребенком стихотворения важно помочь ему разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, научить пользоваться смысловыми ударениями, паузами, интонациями, соответствующими содержанию.

В старшем дошкольном возрасте возможны разные виды творческого рассказывания о природе : по картинам («Забавные зверушки», при непосредственном восприятии природных явлений на прогулке, экскурсиях, при обобщении знаний, полученных в результате бесед, чтение книг о природе. (На что это похоже? С чем это можно сравнить? Какими словами можно сказать об этом? – такие вопросы следует чаще задавать детям)

Свои наблюдения за природными явлениями, знания, полученные на занятиях, дети отражают в самостоятельной творческой деятельности, в играх, на прогулке.

Творчество детей свидетельствует о том, что они приобрели определенные знания о природных явлениях, научились выражать свои мысли и чувства.

Чтобы сформировать у дошкольников нравственно-этическое отношение к природе, рекомендуется проводить комплексные занятия, на которых обобщаются знания, представления детей о природе, отраженные в художественных образах. Дети занимаются разными видами деятельности: читают стихи, потешки, рисуют, слушают музыку, поют, танцуют. Необычные по своему содержанию и форме комплексные занятия вызывают большой интерес у детей, побуждают их к творческой деятельности.

Активизировать знания детей о природе, полученные на занятиях, развивать умения, сопоставлять жизненные явления с художественными образами поэтических произведений помогают развлечения. Развлечения доставляют радость детям, закрепляют у них знания о природе, развивают любовь, бережное отношение к растениям, животным.

Итак, интерес детей к природе, эмоционально-образное восприятие ими природы, ее отражение в художественных произведениях развивают нравственно-эстетические чувства. Ребенок приобщается к красоте, а это первый росток доброго чувства, которое при умелом воспитании превратится в активную деятельность.

Литература.

1. Бабаева Т. И., Акулова О. В., Березина Т. А., Михайлова З. А. и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г

2. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1979

3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радянска Школа, 1998

Публикации по теме:

«Воспитатель» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД