Папки-передвижки

Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств

Елена Бышева
Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств
▼ Скачать + Заказать документы

Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

комбинированного вида»

Сообщение на

педагогическом совете

на тему:

«Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Воспитатель : Бышева Е. В.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому. Испытывает радость от общения с природой, с ее поэтическим образом в ее сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

Публикация «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» размещена в разделах

Прямое общение с природой и знакомством с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, потешки, стихотворения на эту тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережному отношению ко всему живому.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на нее, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

Какие же методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?

Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительной деятельности высокохудожественные произведения.

Отбирая художественные произведения, необходимо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «»Чьи ноги, М. Пришвина( «Золотой луг», «Разговор деревьев», Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок», Г. Скребитского («Четыре художника», И. Соколова-Микитова («От весны до весны»). Мир природы показан в данных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

Большое значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе : «Зима» А. С. Пушкина, «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова, «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчева и др. Необходимо дать детям представление о разнообразии поэтического образа природы, показать, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях рассказывается, как рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов.

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Любуясь природой, дети вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака, Ю. Коринца и др. Замечают щебетание птиц («зачирикал воробей веселей на крыше», прислушиваются к разноголосью звуков.

Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнышко. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Например, наблюдая за цветами, можно загадать загадки: «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка) и т. п. В результате у ребенка возникает желание узнать побольше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нем; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всему живому.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, необходимо углублять и дополнять на художественно-речевых занятиях.

В работе с детьми, прежде всего, нужно использовать метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Побуждению к сопереживанию способствует беседа, предшествующая чтению произведения. Слушая чтение, дети сопоставляют действительность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и рассматривание иллюстраций к произведению, беседа по его содержанию, умение оценить его.

Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности можно применить метод проблемных, поисковых ситуаций. Предлагать детям словесные игры. Отгадывать и придумывать свои загадки, сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса более эффективно осуществляется при ознакомлении детей с поэтическими произведениями и разучивание их. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.

При разучивании ребенком стихотворения важно помочь ему разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, научить пользоваться смысловыми ударениями, паузами, интонациями, соответствующими содержанию.

В старшем дошкольном возрасте возможны разные виды творческого рассказывания о природе : по картинам («Забавные зверушки», при непосредственном восприятии природных явлений на прогулке, экскурсиях, при обобщении знаний, полученных в результате бесед, чтение книг о природе. (На что это похоже? С чем это можно сравнить? Какими словами можно сказать об этом? – такие вопросы следует чаще задавать детям)

Свои наблюдения за природными явлениями, знания, полученные на занятиях, дети отражают в самостоятельной творческой деятельности, в играх, на прогулке.

Творчество детей свидетельствует о том, что они приобрели определенные знания о природных явлениях, научились выражать свои мысли и чувства.

Чтобы сформировать у дошкольников нравственно-этическое отношение к природе, рекомендуется проводить комплексные занятия, на которых обобщаются знания, представления детей о природе, отраженные в художественных образах. Дети занимаются разными видами деятельности: читают стихи, потешки, рисуют, слушают музыку, поют, танцуют. Необычные по своему содержанию и форме комплексные занятия вызывают большой интерес у детей, побуждают их к творческой деятельности.

Активизировать знания детей о природе, полученные на занятиях, развивать умения, сопоставлять жизненные явления с художественными образами поэтических произведений помогают развлечения. Развлечения доставляют радость детям, закрепляют у них знания о природе, развивают любовь, бережное отношение к растениям, животным.

Итак, интерес детей к природе, эмоционально-образное восприятие ими природы, ее отражение в художественных произведениях развивают нравственно-эстетические чувства. Ребенок приобщается к красоте, а это первый росток доброго чувства, которое при умелом воспитании превратится в активную деятельность.

Литература.

1. Бабаева Т. И., Акулова О. В., Березина Т. А., Михайлова З. А. и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г

2. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1979

3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радянска Школа, 1998

Публикации по теме:

«Воспитатель» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бышева (УИ 6711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД