МААМ-картинки

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды

Голуб Галина Анатольевна
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды

Тема: «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды»

Автор: Голуб Галина Анатольевна

Содержание паспорта:

1. Титульный лист.

2. Информационный лист.

3. Раздевалка.

4. Умывальная комната.

5. Групповая комната.

6. Центр «Безопасности и ПДД»

7. Центр труда, уголок дежурств

8. Центр «Сюжетно - ролевых игр»

9. Центр опытно - экспериментальной деятельности «Дом науки»

10. Центр патриотизма и краеведения «Моя Россия»

11. Центр математического развития

12. Центр конструктивной деятельности «Юный конструктор»

13. Центр «Космонавтики»

Публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

14. Центр коллекционирования

15. Экологический центр «Музей экологии»

16. Центр речи грамотности «Будем говорить правильно»

17. Книжный центр «Библиотека»

18. Центр «Дом творчества»

19. Центр «Дом художника»

20. Центр музыкально-театрализованной деятельности

21. Центр физического развития «Будь здоров!»

Нормативно - правовая и методическая база построения

развивающей предметно - пространственной среды группы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No

1155);

Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249

от 28.02.2014 г;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря

2008 года;

Конвенция о правах ребенка;

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для

организации жизни детей и взрослых в детском саду»;

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. №

08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования);

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего

образования от 13 января 2014 года No 08-10;

Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки

Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 20 июля 2011 г. No 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных

требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного

образования».

Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).

Принципы построения развивающей предметно - пространственной среды группы.

Принципы конструирования предметно - пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого - педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические,материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как, санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Вашему вниманию хочу предоставить сообщение вместе с презентацией по теме: «Паспорт развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе по ФГОС ДО.

В подготовительной к школе группе работают воспитатели: Голуб Галина Анатольевна и Соколова Татьяна Павловна, младший воспитатель Абашева Галина Анатольевна.

Списочный состав группы: 31 ребенок из них 13 девочек и 18 мальчиков.

Группа находится на втором этаже и состоит из 5-х помещений:

• Раздевалка;

• Туалетная комната;

• Игровая комната;

• Экологическая комната;

• Спальная комната;

Информационная справка о раздевальной комнате

Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.

Оснащение:

Информационный стенд (для родителей). Подставки «Мы лепим». Стенд «Наше творчество». Советы специалистов (консультации). Советы воспитателей (консультации). Индивидуальные шкафчики для раздевания по количеству детей с индивидуальной маркировкой. Банкетки. Шкаф для одежды педагогов.

1. Информационный стенд (для родителей);

2. Уголок учителей-логопедов;

3. Подставки для лепки (по кол-ву детей);

4. Советы воспитателей (консультации);

5. Папки-передвижки;

6. Стенд «Наше творчество»;

7. Индивидуальные шкафчики для раздевания (по кол-ву детей) с индивидуальной маркировкой;

8. Банкетки 4 шт. ;

9. Ковровая дорожка.

Информационная справка об умывальной комнате

Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков.

Оснащение, наполняемость:

Раковины, шкафчики для полотенец, шкаф для хоз. нужд, шкаф для одежды педагогов, унитазы, зеркало, уголок «Будь здоров!».

Информационная справка о групповой комнате

Цель: использование предметно-пространственной развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.

Оснащение:

Магнитная доска, экран с проектором, стол для педагогов, парты 16шт, стулья по количеству детей, мебельные стеллажи для методического, наглядно - информационного и дидактического пособия, мебельные шкафы и тумбы для творческих и игровых центров, ширма – театр, ковер расположенный в игровой зоне.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учетом требований ФГОС ДО по образовательным областям:

- Социально - коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно - эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Начнем с социально – коммуникативного развития.

Центр «Безопасности»

Цель: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Оснащение:

Мебельная тумба в виде замка с секциями.

Наполняемость:

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками: Хозяин – Светофорик, макеты домов с перекрёстком, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, дидактические игры, схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка, спец. Форма, рули, тематические альбомы: «Профилактика дорожно-транспортных происшествий» и «Изучение правил дорожного движения».

Атрибуты инспектора пожарной безопасности: каска, спец. форма, жилеты МЧС; - рупор; огнетушитель пластиковый, пожарная машина для обыгрывания сюжетных игр; - тематические альбомы по профилактике пожарной безопасности, по формирование умения беречь своё здоровье.

Центр труда, уголок дежурств

Цель: формировать у детей нравственные ориентиры, трудолюбие, осознание полезности труда.

Наполняемость:

Дидактическое пособие «Куб выбора» для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений.

Тематические альбомы для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, задействованных в труде человека и их роли, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

Центр «Сюжетно - ролевых игр»

Оснащение, наполняемость:

В «Игровом центре» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В данном центре находятся атрибуты для таких игр как: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Семья».

Куклы — «мальчики» и «девочки» разных размеров, набор для кухни: плита,

кукольные сервизы, столовые приборы, посуда. Наборы овощей и фруктов,

хлебобулочные изделия, весы двух видов, касса, сумки. Набор для уборки:

утюги, гладильная доска, стиральная машинка. Коляска для кукол 2 шт. Кукла - «Доктор», чемоданчик с медицинскими атрибутами, костюм мед. работника.

Комплекты одежды, для кукол по сезонам, постельные принадлежности. Атрибуты для ряженья. Небольшой домик с мебелью и мелкими куклами для игры в семью.

Познавательное развитие.

Центр опытно - экспериментальной деятельности «Дом науки»

Цель: развивать познавательный интерес и наблюдательность ребенка

в процессе экспериментирования.

Оснащение, наполняемость:

Стеллаж с полками и секциями.

В данном центре находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, алгоритмы для проведения опытов, мензурки, мерные стаканчики, трубочки, песочные часы, зеркало воздушные шары, колбы, мука, соль, сахар и т. д. Картотека опытов, книги познавательного характера из серии «Маленькому почемучке», игры с магнитами.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Центр патриотизма и краеведения «Моя Россия»

Цель: Развивать и воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Оснащение и наполняемость:

Мебельный стеллаж с полками в котором находятся:

Государственная символика России: флаг России, герб России, портреты президента России, государственный гимн РФ. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства. Герб города Королев, фотокарточки достопримечательностей родного города. Художественная литература: произведения о Россини, о родном городе. Альбомы: «Достопримечательности родного города», «Москва - столица», «Великая отечественная война», «Защитники Отечества», «Дети герои», «Награды войны» и много другое.

Центр математического развития

Цель: формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности. Развивать качества и свойства в личности ребенка, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный шкаф с полками.

В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, счетные палочки, рабочие тетради по математике. Игры на развитие мелкой моторики руки. Развивающие игры Воскобовича, «Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Большой перечень дидактических игр математической направленности.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр конструктивной деятельности «Юный конструктор»

Цель: формировать интерес к техническим видам творчества, развивать конструктивное мышление. Формировать у дошкольников основные навыки конструирования.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный шкаф с полками и выдвижными ящиками, контейнеры для хранения различных видов конструктора: «Лего», «Корбо», «Кликс», «Магнитный», крупный и мелкий деревянный конструкторы, радужная мозаика 3 D. Так же в данном центре находится металлический конструктор для индивидуальных занятий с детьми. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, машинки). Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

Центр «Космонавтики»

Цель: формировать представления детей о космосе, развивать воображение, фантазию, стремление познавать и изучать неизведанное.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный шкаф с тумбами и полками в виде ракеты. Портреты советских космонавтов, и собак Белки и Стрелки, модели солнечной системы, большой и маленькой ракет, лунохода, спутника, скафандр, кукла космонавт, роботы,

чемоданчик для обыгрывания, фотоаппараты, телескоп, дидактические игры данной направленности: «Метеориты», «Логика», «Что лишнее?», «Правильно расставь планеты», «Мое созвездие», «Найди тень», «Планеты Солнечной системы», ходилки «Космическое путешествие», дидактическое пособие из серии «Расскажите детям» - «О космосе» и «О космонавтике» и т. д.

Центр коллекционирования

Цель: знакомить детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыкам.

Оснащение, наполняемость:

Мебельная тумба с выдвижными ящиками.

Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники: необычная техника, солдатики, герои мультфильмов, куклы мира, открытки, различные пишущие предметы, карты мира, календари, фантики и т. д.

Информационная справка об экологическом центре «Музей экологии»

Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы экологического сознания и экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.

Оснащение:

Мебельные стеллажи с полками 4 шт., парта, 1 круглый стол, 6 маленьких столов, 1 стол полумесяцем, тумба для книг, металлическая стойка для цветов, зеркало, стулья 2 шт.

Наполняемость:

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, тряпочки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В данном центре присутствуют различные д/и. экологической направленности: «Кто что ест?», «Чей домик?» и т. д. «Лото овощи и фрукты», «Растения и их плоды», «Мир животных», серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», рисунки детей о природе, и поделки из природного материала, различные макеты. Коллекции муляжей овощей и фруктов. Оборудование для экспериментов: лупы, микроскопы, весы. Природный и бросовый материал. Художественная литература: «Рассказы о природе»; Атлас животных; энциклопедия «Географ», видеотека «Ребятам о зверятах». Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Речевое развитие

Центр речи грамотности

«Будем говорить правильно» Логопедический уголок

Оснащение, наполняемость:

Мебельный стеллаж и шкаф с полками, на которых расположены: план-схемы для составления описательных рассказов; условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков (наборы карточек с разнообразными изображениями).

Дидактические и настольно-печатные игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия такие как: «Поиграйте в слова», «Подбери картинку», «Узнай и назови», «Словодел» и т. д. Картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упр. и стихотворений для заучивания с детьми; зеркала по кол-ву детей, конверты с фигурами для составления схем предложений и многое другое.

Книжный центр «Библиотека»

Цель: формировать у дошкольников интерес к художественной литературе. Прививать любовь к чтению. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный стеллаж с полками и секциями для книг, в которых расположены: «Больничка для книг» (клей, ножницы, скотч). Книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Постоянно меняемые детские журналы, энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари, книги по интересам, по истории и культуре русского народа. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы, портрет писателя. Альбомы с детскими рисунками «Мои любимые сказки».

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.

Художественно - эстетическое развитие.

Центр «Дом творчества» Центр «Дом художника»

Цель: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении. Обогащать сенсорный опыт.

Оснащение, наполняемость:

Мебельные тумбы с полками и ящиками 2 шт.

В данных центрах находятся различные материалы для развития продуктивной деятельности детей. Подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты их оформления, схемы последовательности работы. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Материалы и оборудование: Бусины, пайетки ленты, ножницы, клей, кисти, бумага разной фактуры размера и цвета, картон, фантики, фольга, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, баночки для воды, кисти разных размеров и ворса, подставки под кисти, палитры, ластики, раскраски, пластилин, дощечки, стеки, образцы народно-прикладного искусства, наборы альбомов по живописи: «Народные игрушки», «Народные росписи», «Городецкая роспись», «Чудесная гжель», «Лепим игрушки», «Лепим народную игрушку», «Дымковская игрушка», «Жостовкий букет», «Хохломская роспись». плакаты: «Цвета и формы»; «Цвета» и т. д.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Оснащение, наполняемость:

Мебельная тумба с полками и ящиками, ширма.

Музыкальное развитие ребенка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. В данном центре размещены - музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино и магнитофон, бубен, губная гармошка, гармошка, неваляшка. Д/и: «Ступеньки», «Определи по ритму», «На чем играю?». Аудиокассеты с записью детских песен и музыки.

«Музыкально - театрализованная деятельность» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Атрибуты: 2 ширмы для кукольного и настольного театра. Костюмы, маски, атрибуты для

постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной,

кукольный, настольный, пальчиковый, бибабо).

Центр физического развития спортивный уголок «Будь здоров!»

Оснащение, наполняемость:

Мебельный стеллаж с полками в котором находится спортивное оборудование: мячи большие, малые, средние, толстая веревка флажки, султанчики, кольцеброс, кегли, «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий, эспандер, палочки-моталочки, длинная и короткая скакалки, бадминтон, городки, мешочки с грузом малый и большой, ленты с кольцами, серсо, гантели детские, картотека подвижных игр, альбомы «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Расскажите детям об Олимпийских играх», «Мячи всего мира», знаковые обозначения физических упражнений. Оборудование для закаливания: ребристая дорожка для массажа стоп ног.

Информационная справка о спальной комнате

Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе.

Цель: формировать представления детей о космосе, развивать воображение, фантазию, стремление познавать и изучать неизведанное.

Оснащение и наполняемость:

Кровати и стулья по кол-ву детей, стол письменный, тумбы 5 шт., дидактические пособия о космосе из серии «Расскажи детям», сказки и рассказы по данной теме.

Спальная комната помимо ее основных функций, является также образовательным пространством, которое представляет тематику космоса, что позволяет закреплять знания детей о планетах солнечной системы и созвездиях, которые изображены на стенах данного помещения. Перед сном мы рисуем детям по одному созвездию и читаем о нем сказку автора Любови Талимоновой.

В течение учебного года планируем расширить РППС группы, разместить центр «Уединения», пополнить центр «Сюжетно-ролевых игр» создать «Ателье», добавить математические игры, пополнить материал в уголке речевого развития.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитическая справка об организации развивающей предметно — пространственной среды Аналитическая справка воспитателя Гришкевич Т. П. об организации развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе МБДОУ д/с.

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.

Анализ предметно-пространственной развивающей средыАнализ предметно-пространственной развивающей среды Анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе «Гномики» МБДОУ «Детский сад «Колосок» города Заозерного» в соответствии с.

Пособие развивающей предметно-пространственной среды по пожарной безопасностиПособие развивающей предметно-пространственной среды по пожарной безопасности Данное пособие ориентировано на удовлетворение потребностей: 1. Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков.

Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды .

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе b]Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе. [/b]Автор Герасимовская Т. С. - воспитатель первой квалификационной.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды старшей группы Содержание Организация развивающей предметно-пространственной среды 3 Назначение и цели организации РППС 3 Требования к организации развивающей.

Экологический паспорт, как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ «Экологический паспорт как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Природа – это уникальная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 21 октября 2018 в 22:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД