Приложение МААМ

Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Ольга Дозорец
Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым. Прекрасным средством развития речи малышей является мир природы. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит “ребячью мысль”, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит “вдумчивее” относиться к природе. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Публикация «Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений я решаю конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения, его объект, продумываю организацию.

У детей среднего дошкольного возраста внимание еще достаточно неустойчиво, им бывает трудно сосредоточиться на наблюдении объекта или явления, особенно детям, имеющим нарушения в развитии. Поэтому я провожу недлительные наблюдения, не более 5-7 минут, объекты для наблюдения выбираю яркие, интересные, содержательные.

Для этого на участке созданы все необходимые условия для проведения прогулок.

У нашей группы есть свой участок, на котором произрастают различные деревья, кустарники, цветы. Рядом со зданием имеется огород. Ежегодно весной на участке и на всей территории нашего учреждения, разбиваются клумбы под цветы. На территории детского сада растут ели, березки, сосны, дуб, сирень, клены, туи и другие растения. Весной цветущие растения представляют собой удивительные пейзажи.

Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, отвечать на его вопросы. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов. Выход на прогулку мы начинаем со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!». На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а я им в этом помогаю.

Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая.

Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.

Муравей маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.

Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.

Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.

Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.

Рассматривая листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: ''На нашем участке растут две клена, а у соседей нет кленов'',

1. В течение всего года мы с детьми наблюдаем за явлениями неживой природы.

Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. В емкость с водой выкладываем игрушки, после чего дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветные шарики. После дождя наблюдаем за ручьями и лужами.

Во время наблюдений дети проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение.

“К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри…”.

Песок. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, бутылочками, “пекут” из влажного песка пирожки.

Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно лепить.

Сезонные явления.

Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями. Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она “шуршит”, собираем разноцветные листья в осенний букет. Учимся подмечать сезонные изменения в природе.

В процессе наблюдений у детей развиваются навыки связной и фразовой речи, обогащается активный словарный запас по теме, формируется обобщающее понятие “осень”.

“Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмуриться, если дождик льется,

Это время года, осенью зовется”.

“Осень. Обсыпается

Весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые

По ветру летят”.

Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства льда и снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки его брать нельзя, его можно лопаткой класть в ведерочки. Предлагаю детям взять снег на лопатку и подбросить вверх, снег рассыпается. Из снега можно сделать домик, холмик, заборчик (снежный вал) для игрушечной собачки и т. д.

Рассматривая с детьми льдинки, отмечаю: лед холодный и твердый, им можно постучать, Если воду окрасить краской, то можно получить разноцветные льдинки. Зимой холодно, дует пронзительный ветер.

В процессе наблюдений у детей обогащается активный словарный запас по теме, они учатся отвечать на вопросы, усваивают обобщающее понятие “зима”.

“Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой”!

“Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок”.

“На заборах и крылечке,

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка,

Всюду снега намело”.

Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый ветер. Предлагаю поиграть с вертушками, султанчиками. Появляются первые ручейки, тают сосульки (рассматриваем их на карнизах подоконников). Сосульки бывают тонкие и толстые, длинные и короткие. Ставим ведерко под сосульку, слушаем “кап-кап”…

Чтобы понаблюдать за ручейком, роем канавку и соединяем два маленьких ручейка в один большой, пускаем бумажные кораблики.

В процессе наблюдений у детей обогащается словарный запас по теме, они учатся вслушиваться в текст и повторять его по частям вслед за педагогом, развиваются навыки связной речи, формируется обобщающее понятие “весна”.

“В гости к нам пришла весна.

Очень теплая она.

Солнце светит, солнце греет.

Всюду травка зеленеет”.

В процессе наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, обогащают активный словарь по теме, развивают навыки фразовой речи.

2. Наблюдение живой природы.

Весной рассматриваем набухшие почки, первые листики. Организуя прогулку с детьми по территории детского сада, показываю детям, как красиво цветут сирень, акация, черноплодная рябина привлекаю внимание к жужжащим над цветками пчелам.

Когда приходим на огород, обращаю внимание детей на вскопанные грядки, рассказываю, что посадим – кабачки, лук, огурцы при этом показываю картинки с изображением названных овощей.

На лугу обращаю внимание на первые весенние цветы – одуванчики, мать-и-мачеху, при высадке рассады цветов в грунт сопровождаю все действия словами.

Посредством наблюдения за растениями дети усваивают существительное с обобщающим значением “растения”.

“Мы копаем, мы копаем,

В землю семена бросаем.

Сделай, сделай ямку ты,

Вырастут у нас цветы”.

“Принесла я вам цветок,

Вот головка, вот глазок,

Вот зеленый листок,

Вот зеленый стебелек”.

Закрепляем знания о строении дерева: ствол, ветки, листья, учимся различать березу и ель. На лугу уточняем названия – цветы, трава, на участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся называть цветы, их окраску, величину.

В начале осени рассматриваем цветы на клумбе, предлагаю отыскать на клумбе сначала красные, потом желтые цветы, большие, затем маленькие. Например, георгин - большой, петунья-маленькая. Во время прогулок на огород и в сад, уточняю названия знакомых детям овощей: морковь, капуста, огурец, помидор, картофель.

Наблюдение за птицами и насекомыми.

Обращаю внимание на то, что птицы чирикают, много летают, перелетают с куста на куст. Объясняю детям, что птичкам тепло, они радуются лету. На участке наблюдаем за скворечником.

Зимой рассматриваем кормушку, на которую прилетают воробушки, синицы, снегири. Называем птиц, отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю покрошить хлеба на кормушку.

Наблюдения за бабочкой, кузнечиком, пчелкой, божьей коровкой, муравьем приносят нашим детям много радости, они с восторгом наблюдают за летающей над лугом стрекозой. Предлагаю полюбоваться красивыми крылышками божьей коровки, отметить трудолюбие муравья, как легко порхают разноцветные бабочки с цветка на цветок.

Объясняю, что брать в руки нельзя пчелку, она может ужалить, так же нельзя обижать беззащитные маленькие существа.

В процессе наблюдений за живой природой, у детей обогащается активный словарь по теме, побуждаю детей составлять сложносочиненные предложения.

Активно использую на прогулке игры с мячом на расширение словарного запаса, для развития быстроты реакции. Такие игры как «Кто, где живёт?», «Кто, как разговаривает?», «Подскажи словечко» (ворона каркает, а сорока.). Для закрепления употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении играем в игры: «Что происходит в природе?» (Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает) или такая игра «Кто может совершать эти действия?» (Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт)

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 17 марта 2020 в 13:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дозорец (УИ 233470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД