Ольга Рахманова
Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»
Музыка — это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности — это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.
Публикация «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества. Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил: «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить», а композитор Роберт Шуман считал, что «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний». По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Актуальность
Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы: «Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности»
Цель: формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально-игрового творчества.
Задачи:
развивать творческое воображение;
проявлять творческую активность;
побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;
побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально-ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах;
создать предпосылки к формированию творческого мышления
В своей работе на практике в ДОУ я использую различные формы решения програмных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. Это дает возможность детям проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях, а также во время слушания музыкальных произведений.
«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развития на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе и т. д.). для детей младшего возраста предлагаем задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.
«Слушание музыки» - это активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить. Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления через восприятие музыки. Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, «цвет-настроение». Для детей младшего возраста нужно выбрать доступный музыкальный материал («Курочка и петушок», «Слон», «Птичка» и т. д.). Затем предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу музыкального руководителя и воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.
У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.
- Прием «Оркестровка». Дети прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дошкольники стараются играть ритмично, в характере музыки. Не заглушая общего звучания.
- Прием «Цвет-настроение». После прослушивания произведения или во время, детям предлагается нарисовать то, что они услышали в музыке.
«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты, как ленточки, платочки, листики, снежинки, султанчики, цветочки.
«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словарного запаса детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее. Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.
Взаимодействие с родителями.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребенок получает в детском саду должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей, а именно с помощью разработанных мною консультаций для родителей. Главное, правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми дома.
Взаимодействие с педагогами.
В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованию ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего — воспитателя и музыкального руководителя. Также немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников.
Результат работы
Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.
Используемая литература
При составлении конспектов НОД я опираюсь на:
методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Б. Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного.
Методики и рекомендации М. Ю. Картушиной, В. В. Емельянова, О. В. Кацер, Е. Н. Тиличеевой.
Современные музыкальные концепции педагогов — новаторов В. Жилина, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой, А. Бурениной, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Журналы «Справочник музыкального руководителя» и «Музыкальный руководитель».
Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и,в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что «музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения».
Подготовила : музыкальный руководитель Рахманова О. К.