Наталья Владимировна Шолохова
Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и др. видов восприятий и ощущений. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Публикация «Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Богатство ощущений и восприятий это предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, т. к. «Внешние чувства составляют материал для всех рассудительных работ» К. Д. Ушинский.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры не полноценное восприятие.
Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может составить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Эталонная система включает в себя основные цвета спектра; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) ; три величины (большое, среднее, маленько, поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представление именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Но в любом возрасте сенсорное воспитание, как и всякое другое воспитание напрямую зависит от созданной предметно развивающей среды.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Учитывая важность сенсорного воспитания и предметно- развивающей среды для развития детей раннего возраста, в нашей группе "Гномики", каждый игровой уголок мы стараемся оформить так, чтобы он способствовал сенсорному воспитанию детей, чтобы в окружении детей находились предметы и атрибуты с ярко выраженными сенсорными признаками, разные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.
В раздевальной комнате уголки для родителей оформлены в виде домиков, есть яркое желтое солнышко, на шкафчиках красивые квадратные картинки, есть стенд с фотографиями. Находясь в приёмной комнате, мы можем поговорить с детьми о форме, цвете предметов, расположении их в пространстве, количестве предметов, поиграть в игры «Покажи», «Что выше» и др.
В книжном уголке есть разноцветные подставки для книг, много книг, картинок, способствующих сенсорному воспитанию, есть такие книги, как «Весёлый счёт», «Эти разные формы» «Погладь животное»(здесь ребёнок может не только рассмотреть картину, но и провести рукой по разным поверхностям, «Цвета» и др.
В уголке по изобразительной деятельности, цветные карандаши стоят в стаканчиках определённого цвета, стаканы для кисточек с разноцветными воронками, есть трафареты для рисования предметов различной формы.
Заметив особый интерес к уголку ряжения, нами были сшиты разноцветные юбочки, приобретены разноцветные фетровые шляпы, вязанные шапочки. В уголке есть красивые бантики, заколки, бусы, фартучки, платочки. На нашей «кухне» есть разноцветная посуда и предметы различной формы.
Большое значение для сенсорного воспитания детей имеет уголок природы. В центре нашего уголка природы находятся комнатные растения, здесь же расположены разнообразные природные материалы: различные шишки, желуди, ракушки, коллекции камешков, разных по цвету, форме и величине. Также здесь представлено оборудование для проведения простейших опытов: губки, воронки, ёмкости для переливания воды, фартучки. Экспериментирование оказывает большое влияние на сенсорное развитие детей.
В уголке есть игры по усвоению и закреплению детьми форм, размеров, величины, например, «Найди такой же», «Большие и маленькие», «Чьи детки?». Над уголком улыбается солнышко с косичками, завязанными разноцветными бантиками.
Недавно, мы сделали игру «Накорми колобка». Что и делают дети с большим удовольствием, развивая пальчики рук.
А ещё, в уголке природы мы учим детей различать не только цвет, форму и размер предметов, но и знакомим их с запахами. Для этого мы высушили лепестки любимых цветов, листьев, семян и поместили их в марлевые мешочки. Иногда приносим в группу овощи и фрукты.
Наш физкультурный уголок, включает мячи; разноцветные кегли, кольца, флажки, ленточки на палочках, обручи; есть дорожка из палочек, из крышек, медальки, цветные канатики, круг и квадраты, погремушки, игрушки-забавы, пластмассовые шарики разных цветов в пластиковых емкостях.
Все это используется не только для физкультурно – оздоровительной работы, но и с целью сенсорного воспитания детей.
Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
Музыкальный уголок помогает детям воспринимать различные звуки. В нашем музыкальном уголке находятся музыкальные инструменты: дудочки, бубны, погремушки, колокольчики, самодельные шуршалки и гремелки (звучащие коробочки с разными наполнителями, поющие птички, неваляшка, различные озвученные игрушки.
Ну, и конечно, главным уголком, который служит сенсорному воспитанию детей, является дидактический уголок. Здесь у нас расположены пирамидки из колец, цилиндров, " Башня", " Грибочки", матрешки, конструктор "Логика", кубики в картинках, цветные крышки, мозаика, машина и домики с вырезными отверстиями разной формы. Мы сделали много игр своими руками с прищепками: на изучения цвета, величины, формы. Так же, мы оформили такие игры, как «Спрячь матрёшку», «Наложи заплатку», «Разные гномики», «Чья тень», «Найди пару», «Шнуровка", "Чей хвост", " Что мне нравится", «Из каких фигур состоит?», «Какая фигура лишняя?», «Дальше – ближе». Для дидактической игры «Оденем куклу» мы обшили кукол в платья разных цветов, сделали банты. Мы сделали игры с цветными пробками и закручивающими предметами.
Нами было создано многофункциональное пособие "Сенсорный куб", со шнуровкой, молниями, липучками, бантиками. Пособие способствует развитию движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики. Сейчас ребенок просто играет, развивает ручки, но совсем скоро, он будет самостоятельно застёгивать пуговицы, молнию, завязывать шнурки.
Ещё в дидактическом уголке есть резиновые разноцветные шарики, наполненные разными крупами. Игры с ними очень полезны для мелкой моторики, способствуют изучение и повторению цветов.
Для развития осязания у нас приготовлены различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги);
В нашей группе есть различный материал для строительных игр, способствующий сенсорному воспитанию детей : деревянные кубики и кирпичики, пластмассовый строительный набор, состоящий из различных геометрических форм, конструктор «Лего». Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани и тд.).
Таким образом, в группе созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.
Учитывая, требования ФГОС к предметно- развивающей среде, работа по оснащению предметно – развивающей среды будет продолжена. Нужно приобрести новые современные пособия и оборудование, многое ещё предстоит сделать своими руками.
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.
Например, сейчас мы планируем сделать пособие «Сенсомоторный ящик». В этом ящике будет собран разнообразный природный и бросовый материал, который дети любят перебирать и ощупывать: орехи, каштаны, желуди; предметы для массажа рук - мячики с шипами, бигуди, природный материал (шишки, ракушки). Пособие «Сенсомоторный ящик» способствует развитию тактильного и слухового восприятия, развитию моторики.