Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников

Виктория Щербинина
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников

Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий : формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Виды здоровьесберегающихтехнологиий :

1. Медико-профилактические технологии

• Мониторинг здоровья

• Организация профилактических мероприятий

• Рациональное питание

• Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии

• Двигательный режим

• Динамические паузы

• Закаливание

• Гимнастика

• Подвижные и спортивные игры

• Дни здоровья

• Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии

• Тренинги

• Релаксация

• Музыкотерапия

• Психогимнастика

• Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

Образовательная деятельность по областям:

«Физическая культура»

5. Просвещение родителей

• Дни открытых дверей

• Выступления на родительских собраниях

• Консультации

• Памятки

• Презентации

Информация для стендов

• Ширмы (папки передвижки)

• Буклеты и т. д.

В целях реализации медико-профилактических технологий, здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах :

• Ежегодно проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей детского сада; вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную таблицу, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

• Администрацией МБДОУведется контроль питания детей, физического развития, закаливания;

• Соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов; проводятся профилактические мероприятия, (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия, использование оксолиновой мази и т. д.);

• Организуется здоровьесберегающаяпредметно-пространственная среда в ДОУ : среда оснащена техническим, спортивным и игровым оборудованием; трансформируема (изменяется в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей, полифункциональна (разнообразно используются её составляющие, вариативна (наличие в группах различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, доступна и безопасна.

• Организуется медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из районной поликлиники.

В целях реализации физкультурно-оздоровительныхтехнологий :

• Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников;

• Осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (обширное умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, босохождение, точечный массаж, самомассаж, С- витаминизация, физические упражнения после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т. п.).

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

В целях реализации образовательных здоровьесберегающих технологий, работа ведется в следующих формах :

• Проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

• Во всех группах имеются дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста.

• В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

• На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Представляю вашему вниманию основные формы и методы здоровьесберегающих технологий, используемых мною, как инструктором по физической культуре в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ:

1. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

2. Корригирующие упражнения – используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;

3. Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;

4. Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.

5. Пальчиковая гимнастика –применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;

6. Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;

7. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;

8. Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;

9. Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;

10. Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

11. Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.

12. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах.

13. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительных кружков.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

В нашем дошкольном учреждении реализуется проект по реализации образовательной области «Физическое развитие» - «Тропа здоровья», разработанная творческой группой МБДОУ под руководством старшего воспитателя БаровойЖ. Н. Инновационность проекта состоит в том, чтобы разработать собственную модель организации оздоровительной работы в теплый период года, которая позволит содействовать:

Воспитанию у детей возможности разностороннего применения оборудования «Тропы здоровья»;

Приобретению детьми навыков основных движений;

Совершенствованию навыков обращения с предметами;

Развитию наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствуют развитию двигательной активности.

Целью проекта является - повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса в теплый период года на «Тропе здоровья».

Задачи проекта:

• Организовать «Тропу здоровья» на территории учреждения;

• Реализовать систему мероприятий, направленных на снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

• Создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

• Организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

• Осуществлять просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в теплый период.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине мая, когда температура земли –не ниже 20С-22С, и заканчивает свою работу в конце августа.

Часть «Тропы здоровья делится на участки, которые имеют разные покрытия: большая часть поверхности –травяной покров, галька, тырса, бутовый камень, песок, каштаны. Всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы.

На «Тропе здоровья» различное оборудование: спортивное бревно, дуги для подлезания, пеньки, мостик.

Комплекс закаливающих процедур:

• Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

• Хождение босиком по траве;

• Принятие солнечных и воздушных ванн ;

• Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

• Выполнение упражнений на осанку.

Планируется использовать «Тропу здоровья» в системе в летне-оздоровительной работе. Разработать комплексы упражнений по данному проекту по каждому возрасту детей на период с середины мая по конец августа.

Совершенствовать содержание частей тропы для более продуктивного её использования.

Часть тропы использовать в холодный период в организованной деятельности по физическому развитию в помещении.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• Снижение кратности простудных заболеваний воспитанников в теплый период;

Формирование правильной осанки.

Главная цель проекта состоит в том, чтобы добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре.

Десять золотых правил здоровьесбережения :

• Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

• Повышение эффективности в работ

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников Формирование основ здорового образа жизни у детей – важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 11:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД