МААМ-картинки

О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов

Наталья Коломина
О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов

Сообщение

на тему: «О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ»

Сообщение из опыта работы воспитателя МБДОУ детского сада №430 Коломиной Н. И.

февраль 2015

Публикация «О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов» размещена в разделах

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Это тем более актуально при работе с детьми с ОВЗ. Работая в группе компенсирующей направленности со слабовидящими детьми, с детьми с амблиопией и косоглазием, мы убедились, что в группу поступают дети с разными зрительными диагнозами, чаще всего нашу группу посещают дети разного возраста, дети поступают как из ДОУ, так из семьи, т. е. не посещающие детский сад. Это обуславливает разную степень готовности к усвоению образовательной программы ДОУ. Кроме того, характерными особенностями детей при разных формах аномального развития являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в формировании двигательных функций. Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, так же наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Все эти факторы говорят о том, что каждому ребенку в группе компенсирующей направленности должен быть обеспечен индивидуальный подход.

Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

В официальных документах:

«Концепция дошкольного воспитания»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.13 г. № 1155)

методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;

подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Основная цель, которую мы ставим при создании индивидуального образовательного маршрута (ИОМ, заключается в следующем:

Создание в группах компенсирующей направленности условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения зрения, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Сущность данной работы заключается в том, что ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа.

Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной оценки, т. е. педагогического мониторинга. Это позволяет не только регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, определения зоны ближайшего развития ребенка, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Каким образом проводится педагогический анализ в нашей группе (этапы мониторинга) :

1) Сбор медико-педагогической информации о ребенке.

2) Психолого-педагогическое обследование.

3) Анализ и оценка полученных данных.

4) Выстраивание ИОМ ребенка.

5) Интеграция, координация деятельности педагогов и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.

6) Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

В проведении мониторинга принимают участие все педагоги, работающие с нашими воспитанниками : учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели.

Изучив имеющуюся литературу и методические рекомендации по составлению ИОМ, коллегиально была принята форма и определено содержание ИОМ. В него вошли:

• Сводные информационные таблицы по диагностике.

• Аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

В ИОМ вошли таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап.

Выбор:

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития.

2 этап. Наблюдение: (участвуют все педагоги, работающие с ребенком)

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями

Для более целенаправленной работы по изучению особенностей развития и освоения образовательной программы детьми нашей группы были разработаны оценочные листы как для педагогов-специалистов, так и для воспитателей.

Во время наблюдений за детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах, обращали внимание на следующие моменты: каковы знания ребенка об окружающем (называет или не, называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года, обозначает словом (затрудняется); признаки времен года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.

Особенное внимание обращаем на такой показатель как отношение ребенка к деятельности: способен или нет контролировать свою деятельность, доводит ли дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: стремится или нет преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

3 этап. Диагностика: (проводится учителями-дефектологами, учителем-логопедом, педагогом-психологом)

• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

• Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Практическая работа:

• Подбор индивидуальных заданий

• Связь с родителями и педагогами

• Корректировка задач, методов работы с ребенком

На этом этапе роль воспитателя по реализации ИОМ особенно возрастает, т. к. именно воспитатели больше всего времени проводят с ребенком, имеют возможность использовать все режимные моменты для проведения индивидуальных занятий, внесенных в индивидуальные программы. Чтобы работа проводилась более четко, осуществляется постоянная связь со всеми педагогами. Учитель-дефектолог, учитель-логопед систематически дает рекомендации по организации индивидуальной работы, которые вносятся в календарный план воспитателя.

В индивидуальной работе с детьми используем самые разные формы в зависимости от тех трудностей, которые испытывают дети. Например, в нашей группе есть дети, которые только в этом году поступили в детский сад, т. е. испытывали определенные трудности при адаптации. В этом случае нам помогали такие приемы, как «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

«Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

«Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

В работе с детьми, испытывающими трудности в развитии коммуникативной сферы нам помогают:

• Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.

• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.

• Игры драматизации.

• Театрализованные игры.

• Просмотр спектаклей

• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим:

• Дидактические игры («Правда или нет»).

• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.

Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»

• Игры-тренинги («Через стекло»)

Подобным образом определены приемы работы по всем направлениям развития, в которых ребенок испытывает те или иные трудности.

Реализация ИОМ идет в тесном взаимодействии с родителями наших воспитанников. Родители обязательно знакомятся с той работой, которая осуществляется с ребенком в группе через ежедневные индивидуальные беседы, оформление выставок детских работ, через индивидуальные рекомендации воспитателей и специалистов.

Все это дает нам уверенность в достижении положительных результатов в развитии наших воспитанников и успешного освоения образовательной программы ДОУ.

5 этап.

1) Контроль:

• Итоговая диагностика (позволяет оценить эффективности использования ИОМ).

• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Публикации по теме:

Сценарий праздника к Дню матери «Для самой, самой…» пр реализации индивидуальных маршрутов Праздник мам - это один из наших самых любимых праздников, так как проводим мы его силами коллективов, которые существуют в нашем саду (вокально.

Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников (сообщение старшего воспитателя) Педагогический совет №2 Сообщение ст. воспитателя Ореховой А. Е. Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников Слайд.

Конспект викторины для детей подготовительной группы по теме «Мебель» при реализации индивидуальных образовательных маршрутов Конспект викторины для детей подготовительной к школе группы по теме «Мебель» при реализации индивидуальных образовательных маршрутов..

Серия образовательных маршрутов «Познаём мир вместе!» и «Поющие ложки» Серия образовательных маршрутов «Познаём мир вместе!» Тема «Поющие ложки» (для старшего дошкольного возраста) Автор идеи: Лубашевская.

Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС» Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС ДО» Комплексный подход в реализации задач речевого.

Отчет по использованию цифровых образовательных ресурсов в работе воспитателя Современные научно-технические условия развития общества выдвигают новые требования к образовательному процессу. Одним из главных условий.

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Сообщение на тему «Экология для дошкольников»Сообщение на тему «Экология для дошкольников» “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил.

Взаимосвязь специалистов ДОУ на основе индивидуальных образовательных маршрутовВзаимосвязь специалистов ДОУ на основе индивидуальных образовательных маршрутов Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и наработками. Рассказать Вам о том, как осуществляется взаимосвязь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 13:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД