Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей

Ольга Филатова
Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей

Сообщение на тему:

«Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей» Воспитатель первой категории МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка, Белгородской области,

Филатова Ольга Николаевна.

В 60-е годы XX века, когда только разворачивалась информационная революция, никто не осознавал, чем это обернется для человечества.

Информационные, информационно-коммуникационные технологии, или медиатехнологии сейчас прочно вошли в нашу жизнь.

Используем мы их, для того, чтобы сделать свою жизнь на работе и дома более эффективной.

Многие родители, даже не замечая, этого вводят информационные технологии в жизнь детей в первые месяцы жизни, дети, даже самого маленького возраста с огромным интересом смотрят телевизор и компьютер, им нравится смотреть на смену кадров, а особенно рекламы, которые всегда красочно показывают. С ростом ребенка их влияние расширяется и становится все более устойчивым и мощным. Но ведь информационно-коммуникативные технологии в общей совокупности представляют собой реальную угрозу, они разрушают социальные связи и подменяют их виртуальными, оказывают сильное воздействие на детей, которое свойственно всей экранной технике.

В настоящее время в мире наблюдается резкий рост количества электронных средств массовой информации на рынке, обслуживающем детей дошкольного возраста: растет предложение видеокассет и DVD-дисков, и хотя в целом мало ещё известно как влияет всё это на наших детей, потому что крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.

Сейчас в нашей стране много говорят об ИКТ, но чаше всего подра-зумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом включают множество других элементов: видео, DVD, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор.

Видимо родители считают, что компьютер в первую очередь — средство обучения, в отличие от телевизора

Если брать во внимание исследования зарубежных специалистов, роль компьютера в образовании, то они отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. По данным социологического опроса есть ещё и другие средства интеллектуального развития (книги —96%; кубики —77%; пазлы —74%; говорящие книги —62%; и др.)

Зарубежные педагоги и медики исследовали проблему взаимодействия с электронными средствами массовой информации для дошкольного возраста, и начали вырабатывать систему мер предосторожности, а российские системы здравоохранения и образования пока мало уделяют внимания на опасность происходящего. А ведь дети младшего дошкольного возраста сегодня—наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.

А какие же положительные и отрицательные аспекты для детей дошкольного возраста дают компьютерные технологии.

Если опираться на международные исследования проблемы медиатехнологий в семьях, то можно сказать, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, обеспечивают детям дошкольного возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.

Современное образовательное пространство действительно, формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.

Особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением компьютерные игры общеобразовательного содержания

Внедряя компьютер в детский сад считаем, что компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, является одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Ведь компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца, но при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы влияющие на его здоровье.

Да это положительные аспекты, а какие же отрицательные? Всего несколько лет назад дети играли на улице весь день, ездили на велосипедах, занимались спортом. Они создавали свою собственную форму игры, которая не требует дорогостоящего оборудования или родительского надзора. Их сенсорный мир опирался на природу и простоту, дети много двигались.

Когда появились ИКТ, дети стали полагаться на технологии как основу большинства своих игр, снизился объём физических нагрузок, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития, а так же снизилась резко фантазия и творчество детей. Поэтому, воздействие телевидения, стало одним из наиболее устойчивых и последовательным опытов детства, и, возможно, одним из самых мощных.

Если верить данным зарубежных исследователей, то каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14,3% детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ, аутизм, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, депрессия, нарушения сна, могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.

Как показывает опыт, огромное число детей смотрят телевизор, а некоторые и компьютер, только вот родители не осознают, что они обрекают детей на нарушения физического развития и болезни в будущем.

Использование некоторых медиатехнологий, например, у детей группы риска эпилепсии игры, которые показывают мигающие изображения на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки, могут нанести большой вред здоровью. Так же дети часто принимают неустойчивые и неудобные позы, во время электронных игр, что ведет к нарушению опорно-двигательного аппарата. Если дети часто сидят за компьютером или смотрят телевизор, то может развиться близорукость, нарушиться гормональный баланс и привести к увеличению риска заболевания раком и преждевременного полового созревания.

Колоссальное воздействие информационные технологии, оказывают и на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам: воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком.

Информационные технологии могут вызвать у детей желание подражать увиденному, например, насилие, жестокое обращение с животными и людьми. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары, привести к стрессу. А ведь хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие.

Из-за большой скорости, интенсивности, частоты и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушается его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на учебных задачах. Этот сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Поэтому процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными.

В раннем детстве речевое развитие является одной из ключевых задач развития. Поэтому в возрасте от 2 месяцев до 2 лет работающий телевизор оказывает отрицательное действие как на речевое развитие так и нарушение сна.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей» .

В настоящее время международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:

• телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей дошкольного возраста;

• специалисты по раннему и дошкольному детству и услугам, с ними связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;

• дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью; для этой группы должны быть прописаны специальные положения, касающиеся СМИ.

• Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети.

Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также умеют договорится с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров.

• Родители должны привлекать детей к чтению 1—2часами в день, физическим упражнениям и творческим играм.

Со взрослыми необходимо вести просветительскую работу в отношении негативного влияния ИКТ, им надо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста, и донести до их сознания, что именно они, взрослые, играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы с ИКТ.

Литература:

1. Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». Изд. Мозаика- Синтез, Москва, 2011г.

Прикреплённые файлы:

prez-dok-ikt_vfv5c.pptx | 572,61 Кб | Скачан: 91
 
Публикации по теме:

О важности оптимизации семейных традиций и роли семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Коллеги, в законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального.

Конспект занятия на тему «Добро и зло в воспитании нравственных отношений» Конспект занятия на тему «Добро и зло в воспитании нравственных отношений» Воспитатель Цурикова А. Н. МБДОУ №71 «Кристаллик» г. Смоленск.

Консультация на тему «Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании дошкольника» Тема «Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании дошкольника». С чего начинается Родина для дошкольника? С воспитания любви.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста «Задачи методики музыкального воспитания не могут быть выполнены без тщательного планирования и учета всего хода работы. Планирование позволяет.

Сообщение на родительское собрание в средней группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет» Логопед: - Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании. Меня зовут Екатерина Владимировна. В этом детском.

Сообщение на тему: «От скуки на все руки» Сообщение на тему: “От скуки на все руки”. Часто приходится слышать жалобы родителей: “Ну что мне с ним (ней) делать? Нет никакого сладу.

Сообщение на тему: «Работаем в соответствие с требованиями ФГОС до» «Работаем в соответствие с требованиями ФГОС ДО». Наше дошкольное учреждение летом 2015 года отмечает 30-летний юбилей. А именно свою.

Сообщение на тему «Экология для дошкольников»Сообщение на тему «Экология для дошкольников» “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил.

Сообщение на тему «Жаворонки»Сообщение на тему «Жаворонки» 20 марта в детском саду «Светлячок» был проведен праздник «Сороки». Целью его проведения было познакомить детей с традициями весенних народных.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 11:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о занятии по лепке «Мир вокруг нас. Птицы» в старшей группе
Задачи: - продолжать знакомить детей с многообразием птиц; - вызвать у детей эмоциональный отклик и желание создавать образ птички в технике...
Фотоотчет о тематической неделе «Здоровье»
Доброго времени суток, всем гостям, которые зашли на мою страничку. В рамках проведения в детском саду тематической недели "Здоровья" прошел смотр - конкурс...
Мастер-класс «Цветок пиона» по изготовлению цветов из бумажных салфеток
Представляю мастер – класс по изготовлению цветов из бумажных салфеток. Любой праздник сопровождается предварительными дизайнерскими работами, для...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик в гостях у ребят» по...
Конспект индивидуального логопедического занятия « Лунтик в гостях у ребят» Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях. Задачи:...
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»
«Возможности домино в развитии познавательной активности, логического мышления. Стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных...