Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

ирина ларина
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Как сказал М. А. Горький «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников : театрализованные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно – ролевая игра – есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых.

Игра влияет на развитие ребенка: стимулирует развитие познавательной сферы; способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка; познает смысл человеческой деятельности; учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.

С помощью сюжетно – ролевой игры дети учатся языку общения, взаимопомощи, взаимопониманию, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Рассмотрим структуру сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

При формировании сюжета игры стоит в первую очередь учитывать возраст детей. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета.

На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций.

Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и со взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Сначала мы выбираем игру, далее разрабатываем план, потом знакомим детей с планом игры и совместно его дорабатываем, создаем воображаемую ситуацию, распределяем роли и начинаем играть. В ходе игры сохраняем игровую ситуацию, поддерживаем у детей интерес к игре и завершаем игру.

Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В режиме детского дня для сюжетно – ролевых игр должно отводиться определенное, соответсвующее их значению время.

Длительность сюжетной игры :

• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

• в среднем дошкольном возрасте (30-35 мин.);

• в старшем дошкольном возрасте (45 мин. и более).

Перед знакомством с новой игрой у нас проводится предварительная работа:

- чтение,

- экскурсии,

- показ наглядного материала,

- изготовление атрибутов к игре.

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

Игра развивает и радует ребенка. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Прикреплённые файлы:

prezentacija2-1_uiqgv.pptx | 14081,19 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования навыков словоизменения у детей дошкольного возраста Одним из важнейших условий формирования грамматического строя речи и навыков словоизменения в частности, является организация развивающей.

Сюжетно-ролевая игра по обучению ПДД для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра по обучению ПДД для детей старшего дошкольного возраста Фоторепортаж: С самого раннего возраста нужно учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.

Игра как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Видео Презентация на тему: "игра, как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста" Презентацию подготовила.

Конспект открытого занятия «Сюжетно-ролевая игра в формировании нравственных основ детей младшего дошкольного возраста»Конспект открытого занятия «Сюжетно-ролевая игра в формировании нравственных основ детей младшего дошкольного возраста» «Злой язычок» Программное содержание: 1. Учить детей передавать чувства интонацией. 2. Учить детей подбирать характерные для героев движения,.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста» Все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы: Сюжетно – ролевые Игры с правилами Сюжетно – ролевые игры Игры на.

Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. В современном обществе.

Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста «У врача»Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста «У врача» Дошкольное детство - самый важный тап становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте. Смагина А. С. ,Метелева К. И. МБДОУ «Детский сад.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарно-охранная служба «Щит» для детей старшего дошкольного возраста Автор-составитель: Набиуллина Е. А. Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Центр.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» для детей среднего дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» для детей среднего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Психолог З. А. Запорожец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июля 2015 в 10:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД