МААМ-картинки

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе»

Елена Караганова
Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе»

Сообщение на тему : «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе»

Елена Караганова

От слаженности работы логопеда и воспитателя зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Конечно, взаимодействие логопеда происходит не только с воспитателем, но и с музыкальным, физкультурным руководителями, родителями. И все же львиная доля работы ложится на плечи воспитателя. Дети, которыми занимается и логопед, и воспитатель, находятся в комбинированной группе, то есть в группе, где дети с нормой находятся рядом с детьми с различными речевыми нарушениями. В основном, это дети с ФФНР и ОНР. Отдельно хочется рассказать о том, что же такое ФФНР и ОНР. ФФНР - это фонетико-фонематическое нарушение речи. Дети с ФФНР имеют прежде всего нарушения звукопроизношения, параллельно с которым имеется фонематические нарушения, то есть такие дети не различают на слух определенные звуки. Частично у таких детей имеются и лексико-грамматические нарушения.

Публикация «Сообщение „Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе“» размещена в разделах

ОНР – это общее нарушение речи. Дети с ОНР имеет отклонения на всех уровнях речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. То есть дети с ОНР, наиболее сложные в коррекционно-образовательном процессе. Конечно, речь является основой словесного мышления. Соответственно, если первичны речевые нарушения, далее следуют вторичные: отставание в развитии высших психических процессов : внимания, мышления, памяти, а особенно произвольности.

Из вышесказанного видно над, чем должны работать логопед и в связке с ним воспитатель.

Работа проводится по следующим направлениям:

• звукопроизношение;

• лексика;

• грамматика;

• связная речь;

• мышление;

• внимание;

• память;

• произвольность.

В начале года логопед определяет основные лексические темы, над которыми будет работать в течение года. Параллельно с логопедом над этими же темами работает и воспитатель. На каждую лексическую тему отводится 2 недели. По опыту работы,могу сказать, что не всегда этих 2-х недель хватает на изучение данной темы. И здесь влияет достаточно большое количество факторов: систематичное посещение ребенком детского сада, успешная подборка материала, выполнение домашнего задания, включенность родителей в образовательный процесс, различные мероприятия, как-то: утренники, праздники, экскурсии и т. д.

Перед началом новой лексической темы логопед предоставляет для воспитателя разнообразный лексический материал, с которым он будет работать в течение 2-х недель. В специальной тетради по взаимодействию воспитателя с логопедом представлены различные игровые приемы по данной теме.

Воспитатель осуществляет обучение по этой теме на протяжении всего дня в течение 2-х недель. Это занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Лексический материал воспитатель отрабатывает в ходе режимных моментов, на прогулке, на экскурсии и т. д.

Здесь я хочу отдельно остановиться на тех приемах, которыми может руководствоваться воспитатель в своей работе. Поскольку наши дети - это дети с ОВЗ, это дети с особыми потребностями в обучении, поэтому изучаемый материал должен быть предоставлен для этих детей в разных ракурсах, на уровне всех анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, двигательного)Соответственно, такими приемами будут:

• четкая, в спокойном темпе речь;

• рассматривание картинок, иллюстраций;

• ощупывание, обыгрывание предметов, игрушек;

воспроизведение детьми в предметной деятельности изучаемого лексического материала;

• как итог, обыгрывание детьми результатов собственной деятельности: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, бумаги и т. д.

Один из авторов советует для наших детей такой вид деятельности – оригами – как наиболее эффективный. Он утверждает, что в работу вовлекаются оба полушария головного мозга. А для детей с ОНР это является важным фактором при обучении. Здесь результативно будет развиваться речь, мышление, внимание, память, произвольность поведения. Действительно, основная часть информации усваивается в процессе собственной предметной деятельности.

Кроме разнообразного речевого материала по лексической теме, логопед дает задания воспитателю по отработке звуков с подгруппами детей. Это касается автоматизации и дифференциации звуков. На индивидуальных занятиях логопед занимается постановкой звуков. А далее воспитатель подхватывает и продолжает работу по закреплению этих звуков в речи. Конечно, воспитатель индивидуально не сможет заниматься с отдельным ребенком, но зная особенности конкретного ребенка, но он сможет наблюдать его, корректно поправлять его речь и самому быть образцом для подражания.

Кроме всего прочего, воспитатель проводит каждодневную артикуляционную и пальчиковую гимнастики, различные упражнения на мелкую моторику. Все эти упражнения дает логопед соответственно с лексической темой.

Большая роль в обучении таких детей отводится упражнениям по кинезиологии, там где чувство движения помогает чувству речи, и упражениям по развитию чувства ритма. Особенно развитие чувства ритма способствует нормализации слоговой структуры слова.

И в конце 2-ой недели можно предложить проводить мини-праздник, как итог изучаемого материала. Конечно, в ходе праздника будет видна успешность усвоения данной темы.

Все, что воспитатель будет делать для детей с нарушениями речи, будет полезно и эффективно и для детей с нормой.

И все, что мы делаем для нашей детей, будет иметь результат только благодаря нашей общей налаженной работе всех специалистов детского сада совместно родителями. Ибо один специалист не в состоянии справится со всеми задачами обучения.

«Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»

Борис Кригер

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятияхВзаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях Педагог-психолог Мигунова Е. В. Учитель-логопед Красилова С. М. Современный образовательный процесс не возможен без взаимодействия специалистов.

Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе Нет ни одного ребёнка идентичного другому. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей,.

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному.

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе» "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе" Автор-составитель: Т. Г. Шмидт, учитель-логопед В данном.

Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе Методическая разработка «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе».

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы .

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей 2 слайд В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самые.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе»
Опубликовано: 10 января 2017 в 12:36
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД