Экспериментально — исследовательская деятельность дошкольников

Наталия Николаева
Экспериментально — исследовательская деятельность дошкольников

Cообщение на тему: «Экспериментально – исследовательская деятельность дошкольников».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Работа с педагогами, вопросы педагогам.

Ответьте пожалуйста на такие вопросы:

• Что такое исследовательская деятельность? (Ответы педагогов)

Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

• Что такое детское экспериментирование? Ответы педагогов

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

• Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка- дошкольника? Ответы педагогов

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

Вывод по вопросам.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Исследовательский метод рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

Хочу остановиться на некоторых возрастных моментах в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.

Уважаемые педагоги, давайте вспомним, в какой непосредственной образовательной деятельности можно использовать экспериментально – исследовательскую деятельность? (Ответы педагогов).

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: познаю мир, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений и др.

Затронуты такие области как: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Например:

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.

Вывод после ответа педагогов

Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в непосредственно образовательную деятельность, опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

Задачами экспериментирования детей старшего возраста являются:

• Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

• Формирование у детей элементарных географических представлений.

• Развитие эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

• Формирования стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, можно организовать такие игры – эксперименты в старшем возрасте:

- Игры – эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;

- Игры эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

- Игры эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.

Для родителей воспитанников можно создавать «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на ладони?; Почему дует ветер).

Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности детей.

Вот советы:

Меньше учите, больше делитесь.

Поощряйте поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье» Уважаемые коллеги! Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому.

Презентация «Нюхаем, трогаем, пробуем». Экспериментирование в старшей группе Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. После проведения экспериментов у детей возникает множество.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментально — исследовательская деятельность дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2014 в 10:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Изготовление поделки «Снежная Королева»
Изготовление основы и создания платья для королевы. В качестве основы использована пластиковая бутылка. Для платья выбран материал из одноразовых ложек,...
Мастер-класс «Рисование нитью»
Цель: развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционную техниу рисования. Задачи: 1. познакомить детей с новой техникой рисования 2....
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Путешествие в Африку», посвященный Дню...
Под песню" Мы едем, едем, едем" дети вбегают в зал. Ведущая: Осень грустная настала Но не будем унывать. Лучше будем день туриста. Мы сегодня отмечать....
Игры на развитие памяти. Приёмы помогающие запоминанию
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста...
Буклет «Советы родителям первоклашки»
Данный буклет очень актуален, советы помогут родителям подготовить ребенка в школу. 1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу...