Культура питания старших дошкольников

Ольга Галкина
Культура питания старших дошкольников

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Правила поведения, этикет, целью которых было формирование культуры поведения, чувства меры и красоты в манерах, одежде, культуре речи создавались обществом много лет.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

В каждом регионе и каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом.

Некоторые люди не сохранили старинных традиций родительского дома, которые в нашем многонациональном обществе стали выбором и привилегией каждой отдельной семьи. Очень часто уходили не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.

Поэтому я считаю, что большая доля ответственности за формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют изменение качества продуктов питания, резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. С другой стороны возросшая мобильность современного общества часто ставит человека в условия необходимости уметь культурно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и пробовать разные незнакомые и даже экзотические блюда. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Наблюдение за поведением детей, результаты бесед с детьми и

родителями, позволили сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, всвязи с чем у многих дошкольников отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи.

Поэтому была поставлена цель:

Сформировать у детей основу культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.

4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.

5. Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.

6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

7. С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.

Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью проходило через три основных направления:

1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.

2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований.

Работа по формированию культуры питания проводилась с учетом возрастных особенностей детей. Был составлен перспективный план работы ''Формирование культуры питания детей'', который позволяет в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.

Приступая к работе, мы прежде всего создали в группе предметно – развивающую среду – то пространство, в котором ребенок растет и развивается. Большое внимание уделили уголку дежурства по столовой, где расположили схему дежурства, правила сервировки стола, правила поведения за столом; все необходимые атрибуты для сервировки стола – салфетницы, хлебницы, вазочки для украшения столов, скатерти; сшиты красивые фартучки с колпачками для дежурных. Подобран дидактический игровой материал, схемы сервировки стола и складывания салфеток, фотоматериалы и картинки по украшению и сервировке стола и др.)

Для работы с детьми имеется также подборка материала – стихи и сказки по теме «Еда», русские пословицы и поговорки о еде, загадки.

Для реализации поставленных задач мы использовали разнообразные формы и методы работы.

Приоритет отдавали, таким формам работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Это игры, интегрированные занятия, экскурсии, викторины, развлечения, вечера досуга и др.

Основной формой работы является организованная образовательная деятельность, В основной деятельности знакомили с правилами и принципами здорового питания, этикетом. Образовательную деятельность проводили в разных формах - путешествия, беседы, экскурсии, предлагали детям много интересных и познавательных заданий: проблемные ситуации, загадки, опыты и т. д.

В свободной деятельности – играх, продуктивной деятельности закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.

В организации занятий большое внимание уделяли игровым приемам. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Айболит, Неболейка, Незнайка.

Эти персонажи обращались к ребятам за помощью или просили научить тому, чего не знают. Обычно занятия старались превратить в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую. Дети становились исследователями, следопытами, поварами, технологами. Эффективность нашей работы повышалась при использовании мультимедийных презентаций «Где прячутся витамины», «Молоко и молочные продукты» и др

Были проведены занятия по темам:

Систематически с детьми проводились практические занятия: как правильно и красиво сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, полдник, ужин, праздничный стол, как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями, правильно сидеть за столом, навыки общения за столом (использование речевых формул, умение выбрать тему разговора, поддерживать дружескую беседу).

При изучении новых тем и при закреплении изученных, мы активно использовали различные виды игр: сюжетно – ролевые, где дети отображали свой жизненный опыт и представления о правильном питании; дидактические игры, такие как, «Полезные – не полезные продукты», «Где прячутся витамины», «Угадай по вкусу, запаху», «Что положим в винегрет?», «Варим суп, компот» и т. д., которые знакомили детей с процессом приготовления блюд, помогали оценить полезность продукта.

В сюжетно-ролевых играх предлагались различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона.

Встречаем гостей.

Составим меню для сказочного героя.

Организовывали игры соревновательного характера, где предполагалось взаимодействие всех участников:

Кто быстрее соберет овощи для салата;

Большой интерес наших воспитанников вызвала опытно – исследовательская деятельность, которая помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта. Вместе с детьми готовили сок из фруктов, творог из кефира, растворение соли и сахара в воде, организовали акцию “полезные продукты”, где дети рекламировали полезные и важные продукты и делали красочные зарисовки.

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор. (назвать некоторые книги, используемые в работе с детьми).

В группе имеется картотека пословиц и поговорок о пользе здорового питания.

Основной целью совместной деятельности с детьми было формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевали практическими навыками в играх, сказках, рассказывали стихи об овощах и фруктах, отгадывали загадки, рисовали, лепили, делали аппликацию. Проводились интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».

С детьми проводились беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого очень важно единство требований со стороны взрослых, как в детском саду, так и дома.

Поэтому одним из важных условий формирования культуры питания являлось вовлечение родителей в реализуемый процесс. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка результаты начального анкетирования показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, мы использовали различные формы и методы работы с семьей

Оформлялись папки – передвижки, проводились консультации: «Режим питания», «Польза овощей и фруктов», «Чем грозит переедание» и т. д.

Участвовали в подборке материала для картотек (загадки, пословицы и поговорки, сказки о здоровом питании, в оформлении развивающей среды группы («Чайная гостиная»).

Для родителей периодически оформляются информационные стенды, книжные выставки (о правильной и здоровой пище, рецепты детских блюд).

Проделанная работа дала свои положительные результаты

- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме

- дети стали увереннее пользоваться столовыми приборами (нож, вилка)

- у большинства детей хорошо сформировались основные навыки личной гигиены, связанные с питанием

- сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, как одной из необходимых условий правильного питания;

И т. п.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенных мероприятий по формированию у дошкольников знаний и навыков по культуре питания.

.

Список используемой литературы:

1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева: выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html. . – Загл. с экрана.

3. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М.: Фолиант, 2009. – 272 с.

4. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. - № 4. - С. 42 – 46.

Публикации по теме:

Тезисы к обобщению опыта работы по теме «Культура ресурсо-и энергосбережения» С целью систематизации работы ДОУ по вопросу ресурсо- и энергосбережения, интеграции образовательных областей, повышения эффективности воспитательно.

Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников (сообщение старшего воспитателя) Педагогический совет №2 Сообщение ст. воспитателя Ореховой А. Е. Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников Слайд.

Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр»Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр» Фотоотчет выступления на районном методическом объединении на тему «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических.

Игра-развлечение «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе по теме «Азбука правильного питания» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о здоровом питании, подвести к пониманию того, что правильное.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Народная культура и традиции» в старшей группе III — IV неделя января. Развернутое комплексно-тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» (Рождество) январь III.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программные задачи: Образовательные: Актуализировать знания детей о продуктах питания, создать условия для упражнения в их классификации,.

Культура питания ребенка раннего возраста К сожалению, не всегда пища поданная на стол полезна. Во многих семьях не учитывают индивидуальные потребности ребенка, его возраст, вкус,.

Примерный план-конспект родительского собрания в старшей группе по теме «Словотворчество старших дошкольников» Задачи:- ознакомление родителей с понятием "словотворчество", его ролью в развитии познавательных психических процессов и становлении личности.

Проект «Культура питания сибирских народов» в старшей группеПроект «Культура питания сибирских народов» в старшей группе Отчет по проекту. Группа имеет направление краеведение, мы с ребятами изучаем родной край, прививаем, что надо любить родину. Следуя из.

Обогащение активного словаря дошкольников В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Птицы
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Культура питания старших дошкольников
Опубликовано: 9 июня 2016 в 18:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»...
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке детей к...
Фотоотчет о празднике к Дню защитника Отечества в группе раннего развития
Фоторепортаж о празднике «День Защитника Отечества» в ясельной группе. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая...
Проект «Лэпбук — новое дидактическое пособие»
Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие" Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера....
Конспект НОД во второй младшей группе «Зимние забавы»
Цель: Обобщение знаний детей о времени года – зима и о зимних развлечениях. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. Обогащать...
Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок...