Социализация детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида

Елена Баранова
Социализация детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида

По мнению Л. С. Выгодского социальное – не просто влияние среды, а источник развития личности. Ребенок развивается осваивая те виды деятельности, которые были запущены в общественных формах культуры. При этом ребенок развивается не сам по себе, а через общение его с окружающими людьми. В процессе социализации ребенок те только запоминает слова, действия, поступки, но и организует свое собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии со взрослыми на основе подражания.

Сегодня важна социальная адаптация детей с отклонениями в развитии. К реалиям сегодняшнего дня и следует так организовать коррекционно-педагогический процесс, чтобы он содействовал преодолению всех барьеров, которые ставит тот или иной дефект в развитии ребенка. Как правило детей с серьезными нарушениями в развитии окружают чрезмерной заботой в семье, потакая его капризам, ограничивая трудовую, игровую и учебную деятельность, тем самым развивая эгоистические черты.

Реализуя право детей-инвалидов на социализацию, то есть равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и соцзащиту. Одно из направлений нашего центра направлено на выполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов.

В ЦРР – 22 ребенка-инвалида.

Из них:

9 чел. – осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с нарушением зрения.

4 чел. - осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с ТНР.

5 чел. - осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

4 чел. - осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с ЗПР.

Для этого в нашем образовательном учреждении созданы условия для детей-инвалидов,которые включают в себя:

1. Психолого-педагогическую реабилитацию.

2. Социальную реабилитацию.

3. Аппаратную коррекцию зрения.

Педагоги представляют широкий спектр услуг по различным направлениям деятельности. Они стремятся стабилизировать эмоциональное состояние ребенка-инвалида, используя нетрадиционные формы организаций обучения и воспитания. Вносят в коррекционно-развивающую работу элементы творчества, создавая сюрпризные моменты, настраивающие ребенка на положительные эмоции и контакт. Проживание ситуации успеха позволяет такому ребенку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе.

Мероприятия психолога педагогической реабилитации включают в себя:

• Реабилитацию средствами образования

Социальную реабилитацию

Социально-педагогическую реабилитацию

Социально-психологическую реабилитацию

Социо-культурной реабилитации

Социально-бытовой реабилитации.

Реабилитация средствами образования заключается в целостном влиянии на личность нетипичного ребенка в целях формирования способов усвоения социального опыта, направленного на взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Реабилитацию средствами образования осуществляют воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по физо.

Успешность в развитии ребенка определяется условиями среды в которой находится. В условиях центра в каждом учебном корпусе создана содержательная среда, в которой ребенок усваивает, накапливает, преобразовывает систему знаний для самостоятельного использования этих знаний в жизни. В группах для этого имеются разнообразные центры: для организации сюжетно-рулевой игры, театрализованной и музыкальной деятельности, сенсорного развития, для организации самостоятельной деятельности, для развития физической активности.

Социально-педагогическая реабилитация проводимая в нашем центре, заключается в приспособлении ребенка-инвалида к жизни в обществе, в развитии их социальной самодостаточности, компетентности и активности. Социальной реабилитации содействуют все сотрудники центра. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателям, которые восстанавливают и компенсируют недостатки в развитии социально-бытовой деятельности. Данная реабилитация заключается в ежедневной работе воспитателя по развитию культурно-гигиенических навыков, по организации питания, по формированию умений общения, по формированию представлений о культуре поведения в различных ситуациях, по формированию умений самостоятельно организовывать свою деятельность.

Социально-психологическая реабилитация направлена на улучшение положительного эмоционального фона, снижение агрессии, снятие нервного возбуждения и тревожности у детей. Этому способствует работа в сенсорных уголках, в комнатах эмоциональной разгрузки, где педагог-психолог проводит комплексные мероприятия по созданию у детей ощущения защищенности, уверенности в себе. Компенсирующиемероприятия включают в себя:методы которые педагог-психолог использует в работе с детьми: сказкотерапия, ароматерапия, музыкотерапия.

Социокультурная реабилитация – это участие детейв общественных мероприятиях: праздники, развлечения, мастерская Деда Мороза, конкурсы, творчество детей.

Социально-бытовая реабилитация соответствует формированию детей определенных представлений о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Обучение с этими детьми строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Для этого в группах имеются натуральные предметы обихода, разнообразные игрушки которые отражают предметы обихода. Работа с такими предметами дает детям-инвалидам более конкретные и прочные знания, развивают наблюдательность. Организуются сюжетно-ролевые игры, экскурсии по детскому саду, в гостях у повара.

Таким образом, в результате правильно организованной коррекционно-педагогической деятельности, дети-инвалиды получают возможность испытывать радость общения, ощутить свою значимость и защищенность среди сверстников, преодолеть скованность и эмоциональную тревогу.

Учитель-логопед

высшей категории

МБДОУ «ЦРР-Д/с №2» г. Тула Баранова Е. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации С введением Федерального государственного стандарта ДО большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного.

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Уважаемые, коллеги! Всех с началом учебного года, творческих побед в работе! А у меня малыши! Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях.

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида «Солнышко» на период с 14.01.2019г– 18.01.2019г. Тема:.

Опрос воспитателей «Научно-методическая работа в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» Опрос воспитателей «Научно-методическая работа в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» Комментарии При работе.

Организация социального воспитания детей в дошкольной образовательной организации ВВЕДЕНИЕ Проблема социального воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации .

Социализация старших дошкольников путем организации детской трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС Социализация старших дошкольников путем организации детской трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС  Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации Максименко Алёна Сергеевна НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород Аннотация. В работе.

Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Транспорт
Автор публикации:
Социализация детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида
Опубликовано: 10 октября 2019 в 21:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки