Папки-передвижки

Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество

Ковалева Анжелика Николаевна
Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация – это процесс вхождения человека в социальную среду. По своему содержанию - это развитие и становления личности.

Выделяют три сферы, в которых развитие личности, прежде всего, осуществляется: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является расширение и умножение социальных связей человека с внешним миром. По характеру своего протекания, социализация личности относится к длительным процессам «с неопределённым концом», хотя и с определённой целью. Начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, поэтому наверстать упущенное в определенный период жизни человека бывает иногда невозможно.

Публикация «Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество» размещена в разделах

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Необходимо стремится к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком должны обеспечивать ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно стараться обеспечить ребёнку как можно шире и разнообразнее возмож-ности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира. Но в тоже время в процессе ранней социализации необходимо приучать ребёнка к ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.

Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение учреждением одного из основных институтов социализации – семьи. В связи с этим возникают определенные факторы, затрудняющие социализацию малышей, назовем наиболее значимые:

- «ничей» ребёнок;

- ориентировка на официально принятые нормативы;

- отклонения в состоянии здоровья;

- дефицит индивидуального общения;

- ограничение социальной активности;

- недостаточное включение в различные виды практической деятельности;

- общение со сверстниками имеет «принудительный характер»;

- жёсткий регламент жизнедеятельности ребёнка;

- дефицит моделей и образцов социального поведения и другие факторы.

Потребность в общении со взрослым является одной из ведущих в дошкольном детстве. Именно в нем происходит социальное развитие ребёнка, создаются формы социального приспособления. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребёнка взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит индивидуального общения отрицательно влияет на развитие у малыша чувства привязанности, замедляет развитие познавательной активности, не способствует преодолению страха в незнакомых ситуациях, выработке исследовательского поведения.

Поэтому, мы считаем, что всем сотрудникам, работающим непосредственно с детьми дома ребёнка, в первую очередь необходимо решать следующие задачи социализации : воспитание чувства безопасности и доверия к миру, а так же развитие отношений с окружающим миром через организацию взрослым игры и предметной деятельности детей. Для этого в доме ребенка созданы все необходимые условия и только от подготовки и желания взрослого зависит правильное и полноценное их использование.

Мудрость русской народной педагогики в речевых приемах работы по активизации и успокоению малышей с использованием в проведении занятий и режимных моментов песен, потешек, прибауток и др. мы уже достаточно подробно рассматривали в рамках октябрьской медико-педагогической конференции, поэтому остановимся более подробно на таком устном народном творчестве как – сказка.

Сказка для ребёнка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. Как ничто лучше сказка, созданная народной мудростью, позволяет налаживать взаимоотношения как между детьми, так и между взрослым и ребёнком. Использование сказки является и своего рода терапией, которую мы рассматриваем как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность в которой он постигает обычную жизнь, образцы поведения, мир чувств, переживаний.

Сказкатерапия решает многие задачи социализации и коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в депривации, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. В доме ребёнка особенно актуален такой аспект сказкотерапии, как способ передачи знаний о жизни.

Обратимся немного к истории. Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки.

Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Томас Вейс, в книге «Как помочь ребёнку», говорит о том, что «…В формировании мотивов в период раннего детства направляющим должно быть «добро». А где как не в сказках впервые ребёнок постигает это понятие.

Для детей дома ребенка сказка - уникальная возможность в игровой форме преодолевать отставание по развитию речи, слухового и зрительного восприятия. А развитие навыков общения у детей с различной социальной недостаточностью необходимо осуществлять по следующей схеме, которая была предложена известными российскими учеными Лильиным Е. Т. и Доскиным В. А. :

• обучение умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят;

• обучение детей адекватно реагировать на простые жесты и указания взрослых;

• обучение ребёнка умению выбирать из разных предметов или картинок то, что обозначил взрослый;

• обучение пониманию и умению выполнять задания, обозначенные глаголом;

• обучение детей правильно понимать и выполнять задания взрослых, в которых есть вербальные определения признаков предмета;

• обучение детей правильно понимать и выполнять вербальные задания, связанные с обозначением местонахождения предмета;

• обучение ребёнка пониманию разных грамматических форм.

Все эти задачи можно легко решать используя устное народное творчество. Каждому этапу эмоционального развития малыша соответствует свой тип сказки, но начинаем мы с:

- монотонных ритмичных потешек, песенок и стихов, в которых позднее выделяется кульминационный момент;

- далее включаем в работу потешки совместно с действиями ладошками и руками;

- следующий этап - простейшие сказки, позволяющие связать слово и действие.

Первые три года жизни ребенок особенно активно осваивает окружающее пространство и свое тело - его границы и возможности. Поэтому, первые сказки, с которыми знакомится ребенок, совершенно особенные. В них либо вообще нет главного героя, либо главный герой играет пассивную роль, - с ним что-то происходит, но он сам не влияет на течение событий. В этих сказках пока нет сил зла, с которыми борется главный герой, пространство в этих сказках по своему эмоционально-смысловому значению, как правило, однородно и нейтрально. Примером таких сказок могут быть сказки, в которых в результате повторяющейся стереотипной ситуации происходит появление новых персонажей, то есть так называемые кумулятивные сказки: "Теремок", "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба". В этих сказках уже действуют люди разного пола и возраста, в них есть дом и лесные животные.

Совершенно неважно, откуда приходят звери к теремку, куда катится колобок. Только несколько позже в таких сказках, как "Маша и медведь", "Соломенный бычок - смоляной бочок", "Снегурочка и лиса" пространство теряет свою однородность, оно начинает делиться на свое и чужое, знакомое и незнакомое.

Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

С помощью сказки можно создать мир, в котором ребёнку будет интересно и безопасно. Старайтесь не ограничивать этот мир пределами только группы. При знакомстве детей со сказкой важно соблюдать последовательность этапов: знакомство с персонажами сказки; знакомство с главным героем сказки; первичное рассказывание сказки; вторичное рассказывание сказки; простейший анализ сказки; стимулирование «подсказок» и речевых проявлений детьми при повторном рассказывании сказки воспитателем.

Основополагающим моментом в работе со сказкой является – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций. Подкрепляйте свои слова предоставлением ребёнку возможности обследования, получения звукоподражательных и осязательных ощущений, эмоций радости, грусти, страха, обиды и др. Каждый ребенок должен ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество
Опубликовано: 12 мая 2020 в 21:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Анжелика Николаевна (УИ 2329766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД