Папки-передвижки

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Мария Сафонова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ[/i][/b]

Педагог-психолог Сафонова М. В.

Статья напечатана в сборнике

Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах

В нашем современном мире очень часто стало встречаться такое понятие, как ОВЗ, так, что же это за аббревиатура. Итак, будем разбираться в данном вопросе. ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии,как физические,так и психологические. Это могут быть дети-инвалиды, или другие дети, не признанные инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в психическом или физическом развитии, которые нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Следовательно, детям с ОВЗ просто необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

В настоящее время решается много задач связанных с коррекционно-развивающей помощью детям с ОВЗ. Подход к воспитанию и обучению детей данной категории немного иной, чем для нормально развивающихся сверстников, поэтому просто необходима разработка коррекционно-развивающих программ, потому, что они помогут педагогам, воспитателям и родителям развивать детей с ОВЗ разносторонне, так же программы, разработанные для данной категории детей и которые помогут им в социализации.

Дети с ОВЗ нуждаются в социальной реабилитации, основной целью которой является успешная социализация и интеграция в общество.

К основным категориям детей с ОВЗ относятся : дети с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи (логопаты, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, а так же дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (глухие или слепые с умственной отсталостью, слепоглухонемые).

В системе образования за последние годы произошли изменения, существенные и очень важные и всё это с той целью, чтобы обеспечить доступность образования различными категориями детей, в том числе с ОВЗ.

Основной целью любого образовательного учреждения является социализация детей ивоспитание, а также подготовка к учебной деятельности.

Как показывает практика, у тех детей с ОВЗ, которые раньше интегрируют в группу с нормально-развивающимися детьми, тем быстрее они усваивают нормы и правила общественного поведения.

Инклюзия в детских образовательных учреждениях – этопервый шаг, к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение образования.

Задача инклюзивного образования в ДОУ – выстроить систему, котораяудовлетворит потребности детей с ОВЗ.

Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.

Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив. В дошкольном возрасте необходимо сформировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, перед психологом и педагогами стоит задача обучить ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Данная задача может быть решена при тесномвзаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, специалистов и родителей, для детей с ОВЗ создать условия благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей иособенностей. В работе с такими детьми очень важен правильный подбор приёмов и методов,адаптация, ранняя диагностика и наблюдение за ребенком с ОВЗ, подбор индивидуальных планов развития.

В работе педагога-психолога ключевыми направлениями работы с детьми с ОВЗ являются диагностическая, развивающая и коррекционная работа, а так же консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.

В качестве источников информации и диагностического инструментария можно использовать такие научно-практические разработки: Е. А. Стребелевой, С. Д. Забрамной и др.

Педагог-психолог должен в обязательном порядке выполнять задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, личностных характеристик ребёнка.

В соответствии с особенностями развития ребёнка с ОВЗ педагог-психолог обязательно должен определить направления и средства коррекционно-развивающей работы, её продолжительность и периодичность цикла занятий. Так же очень важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Есть много разнообразных методических рекомендаций для родителей тех детей, у которых стоит диагноз ОВЗ: «Как вести себя с маленьким упрямцем», «Родителям ребёнка с особыми потребностями», «Если в семье ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «Во что играть с особым ребёнком и как найти подход», «Взаимодействие семьи и ДОО», «Наш особый ребёнок», «Общаться – это просто» и др.

Самым важным условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность специалиста, педагога: такт, деликатность, оказание помощи ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и др.

В ДОУ педагогом-психологом должны проводиться совместные консультации с педагогами и родителями, на которых обсуждается работа и результаты коррекционной работы. Так же анализируются факторы динамики развития ребёнка, обязательно учитываются все рекомендации по преодолению возможных проблем в работе с детьми с ОВЗ.

Одной из главных целей в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка программы и инструментария сопровождения таких детей, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.

Я считаю, что для того, чтобы было успешно инклюзивное образование в ДОУ, требуется больше просвещать воспитателей о том, как вести себя с такими детьми, что делать в моменты агрессии, приступов истерик и др. Так как в практической деятельности замечаю, что не всегда воспитатели знают, как предотвратить истерику ребёнка с ОВЗ и как себя вести в моменты агрессии.

Мы с вами в ответе за наших детей и должны прилагать максимум усилий, чтобы дети с ОВЗ могли социализироваться, найти себя, не ощущать себя изгоями в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основ дефектологии / Под ред. Т. А. Власоой. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с. – (Акад. пед. наук СССР).

2. Журнал. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №3. – с. 130-136

3. Избранное. Лучков В. В. и Певзнер М. С. Значение теории Л. С. Вготского для психологии и дефектологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981 №4 – с. 60-70.

4. Инклюзивное образование : теория и практика [Текст] : сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – 955 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левчено, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольска и др. : Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.

6. Пугачёв А. С. Инклюзивное образование // Молодой учёный. – 2012. - №10. – с. 374-377.

7. https://pandia.ru/text/85/479/90086.php

8. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов / Под науч. Ред. М. М. Семаго – М. : ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 14:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД