Папки-передвижки

Социализация и адаптация детей с проблемами в развитии средствами изобразительного искусства и изотерапии

Виктория Ермолина
Социализация и адаптация детей с проблемами в развитии средствами изобразительного искусства и изотерапии

Дети с проблемами в развитии (с нарушениями речи, аутичные, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития) часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве и среде сверстников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из задач определяет «… обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». В практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, широко используются арттерапевтические методики, в частности, изотерапия (рисунки, лепка).

Публикация «Социализация и адаптация детей с проблемами в развитии средствами изобразительного искусства и изотерапии» размещена в разделах

Изотерапия применяется также при наличии у детей : эмоциональной депривации, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе и т. п. Проведение рисуночной терапии с дошкольниками осуществляется воспитателем и педагогом-психологом в форме специальных занятий, в индивидуальной работе, где детям предлагаются различные задания. Применяются пять типов заданий, используемых в практике проведения изотерапии :

предметно-тематический тип – основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными – «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома»;

образно-символический тип- рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», а также изображением эмоциональных состояний и чувств – «Обида», «Гнев», «Радость»;

упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции,- задания, основанные на принципе проекции, - «Волшебные пятна», а также рисование объекта и его осмысление – «Рисование по точкам»;

игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т. д., изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей – «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (по типу игр «создание-разрушение- строительство»);

задания на совместную деятельность – могут включать задания всех четырех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на улучшение отношений со сверстниками и родителями.

В работе с детьми необходимо найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляются умения и навыки детей : способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях выясняется художественная одаренность детей посредством различных игр :

- разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);

- сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);

-серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).

Занятия составляют следующие части:

1. Эмоциональный настрой (использование игры, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами).

2. Загадывание загадки, чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Объяснение задания.

5. Непосредственная работа.

Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому допускается выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Применение пальчиковой гимнастики способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

В работе с детьми с проблемами в развитии особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Использование изотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии позволяет получить положительные результаты. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций, социальной адаптации.

Публикации по теме:

«Изображение и фантазия». Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ. 2 класс – 30 мин. Вид занятий: рисование по памяти и представлению /по заранее заготовленной форме, путешествие.

Конкурс знатоков изобразительного искусства (подготовительная группа) Цель: Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект «В мире изобразительного искусства»Проект «В мире изобразительного искусства» Актуальность проекта. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Конспект урока изобразительного искусства «Космос»Конспект урока изобразительного искусства «Космос» "Космос" Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе.

Конспект урока изобразительного искусства «Воздухоплавательные шары»Конспект урока изобразительного искусства «Воздухоплавательные шары» "ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ - ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ” Цели урока: Обучающие: Воздухоплавание и историю развития полётов. Развивающие: Способствовать умению.

Уроки изобразительного искусства в гимназииУроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация и адаптация детей с проблемами в развитии средствами изобразительного искусства и изотерапии
Опубликовано: 23 марта 2021 в 20:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД