Елена Новикова
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная пора – красочная и неповторимая страница в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период времени у ребёнка начинается процесс социализации и знакомства с культурой, человеческими ценностями.
Возраст 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст, именно в этом возрасте у детей формируется познавательная, личностная и интеллектуальная области. Это называется «базовый возраст», когда в ребёнке закладываются определенные личностные качества, формируется образ «Я». Важным показателем данного возраста является оценивание себя и других.
Публикация «Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование личности и индивидуализации детей происходит в процессе социогенеза – это взаимозависимые между собой процессы социализации и индивидуализации. В настоящее время одной из главных задач является формирование в ребёнке социально – личностных качеств, необходимых для жизни в социуме, но и не забывать развивать его уникальные качества, такие как формирование своего «Я», которые позволят ему утвердиться в сфере социальных отношений.
Процесс социализации у детей старшего дошкольного возраста многоплановый и длинный. В зависимости от адаптации дети постепенно принимают на себя определенные роли, приобретают опыт поведения в соответствии с требованием общества. Это называется факторами социализации. Влияние институтов социализации называют внешним фактором, он подает форму и содержание социализации дошкольников.
К внутренним факторам социализации относят индивидуальные и возрастные особенности каждого дошкольника. Поэтому в дошкольных учреждениях создаются следующие условия:
1. Комфортная атмосфера, способствующая развитию творчества и индивидуализации каждого ребёнка;
2. Установление и поддержка эффективных контактов с людьми, сотрудничество с ними;
3. Выражение собственных эмоций;
4. Уважение, терпимость и положительное отношение дошкольников к окружающим;
5. Предметно – пространственная среда, которая способствует саморазвитию и самореализации;
6. Развитие социально значимых навыков дошкольников.
Но даже при самых замечательных условиях, которые создаются в детском саду, дошкольное учреждение только дополняет воспитание, полученное в семье. Важнейшим фактором в воспитании ребёнка является семья. Влияние семьи на ребенка 5 – 6 лет очень огромно, так как семья приобщает ребенка к традициям, культуре своей семьи. Семья дает ребёнку чувство защищенности, безопасности, снижает уровень стресса в сложных и новых для него ситуациях, и формирует определенный стиль поведения. Именно в семье дошкольники приобретают опыт общения с окружающими, учатся взаимодействовать с людьми и миром. Поэтому важной задачей является комплексное социальное сотрудничество «родители – дети – педагог». И в настоящее время нужно ориентироваться на формирование у старших дошкольников умения быстро адаптироваться к новым ситуациям, налаживать социальный контакт, самостоятельно находить решение сложных вопросов. Мы должны совместно с семьёй развивать у каждого дошкольника индивидуальность, которая адаптируется к обществу, соотносит своё поведение и действия.
Социально – адаптивная индивидуальность – это совокупность индивидуальных психологических свойств и особенностей ребёнка, которые позволяют ему усваивать опыт, с успехом решать личные проблемы, адаптироваться к обстоятельствам, реализовывать себя в обществе. Поэтому необходимо обращать внимание на социально – психологические свойства, и каким образом их следует формировать в детях, чтобы они могли адаптироваться в современном обществе.
Развитие социально – адаптивной индивидуальности помогает решить ряд задач:
1. Формируется активность, самостоятельность и инициативность ребенка;
2. Формируется доброжелательное отношение к людям, уважение к их личности, отзывчивости и оказание помощи и поддержки;
3. Развиваются коммуникативные умения и навыки;
4. Развивается умение распознавать эмоциональное состояние людей и способность адекватной реакции на них;
5. Развивается чувствительность к окружающему миру и состоянию других людей.
Очень часто родители перегружают ребёнка багажом знаний, пытаются подстроить личность ребёнка под себя, подавляя его индивидуальность. в результате чего ребёнок становится не таким, каким он мог бы стать в будущем, а тем, кем сделали его взрослые, навязывая другое «Я». Главное условие развитие индивидуализации – это создание единого духовного взаимодействия двух миров: детства и взрослости.
Формировать индивидуальность – это значит развивать дошкольника как субъекта деятельности. Ребёнок должен самостоятельно выбирать ут деятельность, которая его интересует, в которой он будет активен и самостоятелен, удовлетворять потребность в самореализации своих творческих способностей. Формирование лучших качеств ребенка необходимо устроить так, чтобы он запоминал свой собственный положительный опыт. Для этого существует ряд правил:
1. Чувствовать и принимать своего ребёнка;
2. Обоснованно хвалить детей;
3. Отмечать в ребёнке его лучшие качества;
4. Искренне радоваться достижениям и успехам;
5. Видеть индивидуальные возможности ребёнка;
6. Доверять своему ребенку;
7. Откликаться на проблемы ребёнка.
В дополнение этих правил, хотелось бы отметить, что главной формой развития дошкольников является игра. В игровом общении взрослый выступает как участник совместной деятельности, как источник новой информации. В то же время взрослый выступает как слушатель, который способен понять и оценить рассуждения ребёнка.
В процессе игры дошкольники усваивают определенные социальные роли и правила поведения в обществе. Проигрывая различные роли, дети учатся реагировать на ситуации. Они учатся чувствовать, переживать. По истечении времени дети перейдут на более высокий уровень – уровень межличностных отношений, где и проявится их индивидуальность.
Осознание своего «Я» к концу дошкольного возраста, порождает новые стремления. Игра, которая является главной деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не удовлетворяет ребёнка. И таким образом у него появляется потребность выйти из детского образа жизни, занять доступное место в значимой общественной жизни.
Дети стремятся занять свое место в «позиции школьника», что является важнейшим итогом личностного развития детей 6 – 7 лет.
Список литературы:
1. Гоноцкая Н. В. Связи: философское исследование взаимоотношения. –М. : Изд-во ЛКИ, 2010. – с. 104-105
2. Мудрик А. В. Социализация человека. - М. : Академия, 2006. - с. 247 - 248.
3. Шипицина Л. М. Специальная психология-СПБ., Речь – 2010. - 256 с.