Люда Голубчикова
Социальная адаптация детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает проблема их социальной адаптации в обществе.
Исходя из специфики развития детей данной категории в отечественной дефектологии сложилась традиция комплексного их изучения для разработки коррекционно-обучающих программ и методик. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребенка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества [2]. Фундаментальной стратегической задачей при работе с ребенком, имеющим проблемы развития, является адаптация его к социальным условиям. При этом важно исходить из потенциальных биологических и психических возможностей каждого отдельно взятого индивида.
Публикация «Социальная адаптация детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время недостаточно научно обоснованных программ по развитию социальных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья, основанных на изучении особенностей этих функций. В частности, это относится и к детям с общим недоразвитием речи. Особый интерес вызывает вопрос об особенностях и специфике социальной адаптации детей с нарушениями речи.
Рассмотрев ряд работ различных ученых по вопросам изучения особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи (Л. С. Волкова, А. И. Захарова, В. В. Лебединский, П. А. Мясоед, Г. А. Репина, Л. М. Шипицина, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме социальной адаптации детей описываемой категории, накопленные к настоящему времени данные в этой области, к сожалению, фрагментарны.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества» [3]. По отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация выступает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ОНР затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении [4].
Большинство исследователей указывают на трудности социальной адаптации у детей с речевой патологией. Специфика нарушений процесса социальной адаптации детей с ОНР обусловлена трудностями поведения (О. К. Агавелян, Г. Г. Запрягаев, М. А. Малинаускене, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения (В. А. Вяренен, В. И. Лубовский, Р. К. Луцкина, В. Г. Петрова, П. О. Омарова, особенностями самовосприятия и самооценки (Ч. Б. Кожалиева, Ж. И. Намазбаева, Н. Л. Коломинский, особенностями восприятия и понимания личности других людей (О. К. Агавелян, П. О. Омарова).
При своевременном коррекционно-логопедическом воздействии большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и состояние речи ребенка не оказывает существенного влияния на его вхождение в самостоятельную жизнь, как профессиональную, так и семейную [1].
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Экспериментальное изучение проводилось в апреле 2013 года на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 12 детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте 5-6 лет, а также их родители и воспитатели группы.
Уровень социальной адаптации детей с ОНР определялся методами диагностики личностных особенностей детей и личностных отношений между детьми.
1. Определение социальной адаптации детей через проблемные ситуации: «Мостик», «Ступеньки», «Две гири», «Туча», «Отрицательная ветвь».
2. Изучение личностных особенностей детей : методика «Какой я?».
3. Изучение межличностных отношений: методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» и «Выбор в действии».
Проведенное исследование позволило нам прийти к следующим выводам.
Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки. У детей были выявлены внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста (приоритет внешнего вида, «моральный реализм», низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников, а также внешние по отношению к детям проблемы (приоритет мнения родителей, недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах).
Все это указывает на необходимость разработки коррекционно-развивающих программ по повышению уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста исследуемой категории.
Список литературы:
1. Бережная О. Н. Развитие речи старшего дошкольника как средство социальной адаптации : автореф. дис… канд. пед. наук. - Ставрополь – 2005. – 28 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - Изд-е 3-е. - СПб. : Союз, 2006.-220 с.
3. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. - 2003. - № 5. - 107-115.
4. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005. – 204 с.