Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей ОВЗ»

Ирина Антонова
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей ОВЗ»

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.

В детском саду закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения с взрослыми и сверстниками). Осваивая это социальное пространство, ребенок (осознанно и неосознанно) строит свое отношение к обществу, к жизни в целом, к будущему. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие ценности, нормы, установки, будет зависеть дальнейшее его движение, траектория социального развития. Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его социально-коммуникативной сферы. В основном указанный дефицит сопряжен с проблемами развитии речи и эмоциональной регуляции.

Целью психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ является создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.

Среда, в нашем дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 23 «Ручеёк» куда попадает ребенок с ОВЗ не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная, в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности. В этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особенность» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития.

Доброжелательная образовательная среда обеспечивает социальную ситуацию развития ребенка, динамику его психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ:

- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;

- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.);

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детейпроводится в нескольких направлениях:

1 направление «Здравствуйте, это я!»

Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе.

2 направление «Давайте жить дружно»

Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий.

3 направление «Я, ты, он, она - вместе целая страна!»

Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.

4 направление «Мы вместе»

Включает в себя работу с родителями. Традиционными в группах стали такие формы работы с родителями как совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.

Работа с детьми включает два этапа: индивидуальную и групповую коррекцию.

На первом этапе - индивидуальной коррекции - работа направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, подготовку к групповому коррекционному воздействию.

Второй этап - групповая коррекция - направлен на развитие навыков общения, социализацию ребенка в обществе, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитию эмоционально-поведенческой сферы.

В связи реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»в нашем детском саду включает использование таких форм работы как:

• Занятия с использованием арт-терапевтических элементов (рисование, лепка) Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов. Пластилинография-используется нами при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы.

• Занятия с использованием терапевтической песочницы.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии.

Занятия с использованием игротерапии – могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе.

Занятия с использованием ИКТ.

Занятия с использованием с элементами релаксации – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, детские песни.

В результате психологического сопровождения при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей, что подтверждается результатами итоговой диагностики.

Публикации по теме:

Социально–коммуникативное развитие детей посредством музейной педагогики Выступление на районной педагогической конференции «Социально –коммуникативное развитие детей средствами музейной педагогики» Музей – это.

Игры стимулирующие социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие» Игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений.

Консультация для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие младшего и среднего возраста в условиях ФГОС» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области.

Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Консультация-практикум для родителей «Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет» Главный и самый первый источник личностного развития малыша — его семья. Речь и элементарное физическое развитие, навыки культуры поведения.

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения» Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же.

Презентация «Социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения.

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия.

Социально-коммуникативное развитие детей в детском саду Социально - коммуникативное развитие детей в детском саду Подготовила воспитатель Линёвского муниципального детского сада №2 «Ромашка».

Автор публикации:
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей ОВЗ»
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 19:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Педагогический проект «В гости приглашает библиотека»
Людмила Рыбакова Педагогический проект «В гости приглашает библиотека» Соавторы: Е. В. Гончарова, И. В. Минчукова, Л. В. Ненахова, Т. Д. Шевченко. В...
Викторина по ПДД «Веселый светофор»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Задачи:. -Закреплять знания о ПДД -Развивать внимание, сосредоточенность, устную связную...
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей...
Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей этого возраста...