Папки-передвижки

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта)

Людмила Косарева
Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта)

Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта)» размещена в разделах

Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» мы реализуем в 4-х направлениях:

1. Игра. Для социализации любого дошкольника, а тем более детей с ОВЗ, огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взаимоотношений общественной жизни. Благодаря играм, ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Особое место отводится дидактическим играм, в их процессе дети получают первые уроки коллективного мышления, имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, общаться со сверстниками. В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребёнка. Это даёт возможность своевременно оказывать детям необходимую помощь, заинтересовывать их постепенным усложнением. Ведь у нас в группе есть такие дети, которые совсем не принимают участие в коллективной игре или включаются в неё на короткое время, предпочитая индивидуальные игры. Одни дети в группе проявляют активность в выборе игры, другие не отличаются общительностью,третьи-застенчивы, робки.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей. Дети с ЗПР играют на занятиях, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение.

Наиболее ярким признаком таких детей,исследователи называют незрелость эмоционально- волевой сферы. Иначе говоря, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что- либо.

Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. А в процессе включения ребёнка в дидактическую игру он незаметно преодолевает эти ограничения.

Вот поэтому, особое место в социальном развитии детей с ЗПР занимает дидактическая игра, позволяющая им более полно реализовать себя, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта.

К тому же дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Дидактическая игра позволяет преодолеть и эту проблему, так как определённые представления ребёнок получает и закрепляет с помощью наглядного материала - картинок, игрушек и др.

Роль воспитателя в дидактической игре.

Как показывает опыт, во-первых, воспитатель руководит познавательным процессом, организует саму игру и обучение детей; во вторых, педагог выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий. При необходимости даёт образец поведения в игре, и это очень важно, поскольку особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие «ребёнок – взрослый». Кроме того воспитатель регулирует взаимоотношения между ними, индивидуализирует задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощряет инициативу и самостоятельность, поддерживает радость успеха.

Ещё одна особенность дидактической игры- это правила игры, которые бывают двух видов: правила действия и правила общения.

Правила действия – например, припомнить и назвать только ту игрушку, которую ещё никто не называл, а правила общения- не подсказывать.

Главное в использовании игр – их многократное повторение. Оно особенно необходимо для детей с ЗПР. Они по – разному,в зависимости от индивидуальных особенностей и в разном темпе, принимают и усваивают новое. Мы учитываем этот факт, ведь детям требуется разное количество повторений игры, прежде чем они овладеют действиями. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, осваивают и применяют новый опыт.

Дидактические игры мы используем и как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.

В своей работе мы используем широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами, подвижные игры.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.

2. Патриотическое воспитание. Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Создаём все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников: каждый день ребенка в детском саду стараемся наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице,родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

3. Безопасное поведение в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через:организованную деятельность детей – занятия, совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, свободную самостоятельность детей.

4. Трудовое воспитание. Социально-бытовая ориентировка детей с ЗПР существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Формирование личности ребенка с ЗПР социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.

Направленное формирование трудового развития и социально-бытовой компетентности детей в условиях детского сада осуществляем в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях, в режимные моменты, в ходе ознакомления с окружающим миром.

Мы проводим обучение дошкольников трудовому воспитанию по трем этапам. На первом этапе по трудовому воспитанию учим детей выполнять элементарные правила поведения среди взрослых и сверстников, формируем у них культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

На втором этапе трудового воспитания приобщаем дошкольников к более сложным видам трудовой деятельности (хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе, формируем у них потребность в самостоятельном создании различных поделок).

На третьем этапе обучения развиваем собственно трудовые умения детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании самостоятельно создавать поделки (из бумаги, природных материалов, и т. д.). Воспитываем у детей стремление поддерживать порядок в группе. Важная задача на данном этапе трудового воспитания детей с проблемами в развитии, состоит в том, чтобы научить старших дошкольников проявлять заботу о младших.

Таким образом, постоянная, непрерывная работа по всем 4-м направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта)
Опубликовано: 30 августа 2016 в 11:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД