Людмила Косарева
Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» мы реализуем в 4-х направлениях:
1. Игра. Для социализации любого дошкольника, а тем более детей с ОВЗ, огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взаимоотношений общественной жизни. Благодаря играм, ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Особое место отводится дидактическим играм, в их процессе дети получают первые уроки коллективного мышления, имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, общаться со сверстниками. В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребёнка. Это даёт возможность своевременно оказывать детям необходимую помощь, заинтересовывать их постепенным усложнением. Ведь у нас в группе есть такие дети, которые совсем не принимают участие в коллективной игре или включаются в неё на короткое время, предпочитая индивидуальные игры. Одни дети в группе проявляют активность в выборе игры, другие не отличаются общительностью,третьи-застенчивы, робки.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей. Дети с ЗПР играют на занятиях, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение.
Наиболее ярким признаком таких детей,исследователи называют незрелость эмоционально- волевой сферы. Иначе говоря, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что- либо.
Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. А в процессе включения ребёнка в дидактическую игру он незаметно преодолевает эти ограничения.
Вот поэтому, особое место в социальном развитии детей с ЗПР занимает дидактическая игра, позволяющая им более полно реализовать себя, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта.
К тому же дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Дидактическая игра позволяет преодолеть и эту проблему, так как определённые представления ребёнок получает и закрепляет с помощью наглядного материала - картинок, игрушек и др.
Роль воспитателя в дидактической игре.
Как показывает опыт, во-первых, воспитатель руководит познавательным процессом, организует саму игру и обучение детей; во вторых, педагог выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий. При необходимости даёт образец поведения в игре, и это очень важно, поскольку особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие «ребёнок – взрослый». Кроме того воспитатель регулирует взаимоотношения между ними, индивидуализирует задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощряет инициативу и самостоятельность, поддерживает радость успеха.
Ещё одна особенность дидактической игры- это правила игры, которые бывают двух видов: правила действия и правила общения.
Правила действия – например, припомнить и назвать только ту игрушку, которую ещё никто не называл, а правила общения- не подсказывать.
Главное в использовании игр – их многократное повторение. Оно особенно необходимо для детей с ЗПР. Они по – разному,в зависимости от индивидуальных особенностей и в разном темпе, принимают и усваивают новое. Мы учитываем этот факт, ведь детям требуется разное количество повторений игры, прежде чем они овладеют действиями. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, осваивают и применяют новый опыт.
Дидактические игры мы используем и как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.
В своей работе мы используем широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами, подвижные игры.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.
2. Патриотическое воспитание. Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Создаём все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников: каждый день ребенка в детском саду стараемся наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице,родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
3. Безопасное поведение в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через:организованную деятельность детей – занятия, совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, свободную самостоятельность детей.
4. Трудовое воспитание. Социально-бытовая ориентировка детей с ЗПР существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Формирование личности ребенка с ЗПР социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.
Направленное формирование трудового развития и социально-бытовой компетентности детей в условиях детского сада осуществляем в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях, в режимные моменты, в ходе ознакомления с окружающим миром.
Мы проводим обучение дошкольников трудовому воспитанию по трем этапам. На первом этапе по трудовому воспитанию учим детей выполнять элементарные правила поведения среди взрослых и сверстников, формируем у них культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
На втором этапе трудового воспитания приобщаем дошкольников к более сложным видам трудовой деятельности (хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе, формируем у них потребность в самостоятельном создании различных поделок).
На третьем этапе обучения развиваем собственно трудовые умения детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании самостоятельно создавать поделки (из бумаги, природных материалов, и т. д.). Воспитываем у детей стремление поддерживать порядок в группе. Важная задача на данном этапе трудового воспитания детей с проблемами в развитии, состоит в том, чтобы научить старших дошкольников проявлять заботу о младших.
Таким образом, постоянная, непрерывная работа по всем 4-м направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.