МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Евгения Королева
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее

актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия соци-

альных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Основы социально-коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

развиваются в раннем дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми

является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт

во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его

поведения и самочувствия среди людей [1].Федеральный государственный образова-

тельный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует целевые ориен-

тиры и требования к системе дошкольного образования, определяя направленность об-

разовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. ФГОС ДО определяет требования к основной образовательной программе данной ступени образования, которая должна быть «направлена на создание условий социальной

ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации

ребёнка и его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного

развития" [3].

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей

дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева,

C.Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста который

отличается от других видов игр проявлением творчества, эмоциональной насыщенностью,

самостоятельным характером организации [2, с. 15].Характеризуя сюжетно-ролевую игру, О. К. Репина относит ее к социокультурным феноменам, рассматривая в двух аспектах: содержательном (мотивационном) и операциональном (способы осуществления). Эта характеристика проявляется в том, что содержанием детской сюжетно-ролевой игры

являются исторически заданные и зафиксированные в культуре сюжеты, что обосновано

в работах А. В. Запорожца, В. Я. Проппа, Г. П. Щедровицкого и других [2, с. 29].

Психолог Д. Б. Эльконин отмечал что содержание игры с возрастом меняется. Сначала

в своей игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их вни-

мания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся их отношения. Следовательно, развитие содержания сюжетно-ролевой игры идет от развернутых игровых действий через их сокращение к развернутым ролевым отношениям, а от них к правилу, что дает возрастную картину развития игры [4, с 20].

Для успешного освоения детьми дошкольного возраста социальных ролей необходимы

соблюдение педагогических условий и педагогическое руководство игрой, которое со-

относимо с компонентами сюжетно-ролевой игры : выбор игры, педагогическая разработка

плана игры, ознакомление детей с планом игры и его совместная доработка, создание

воображаемой ситуации, распределение ролей, организация начала игры, сохранение

игровой ситуации, завершение игры.

Таким образом, планируя работу по руководству организованными сюжетно-ролевыми

играми детей, педагог должен опираться на особенности детей младшего школьного

возраста, на выбор игр, соответствующих поставленным целям, и на ряд условий, способствующих овладению социальными ролями. В игре ребенок передает те действия, которые видел сам. В условиях сюжетно-ролевой игры ребенок дошкольного возраста имеет возможность осваивать социальные роли. Освоение

социальных ролей – это результат социального развития детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

[Электронный ресурс]. URL : https://www.detskiysad.ru/igra/suzhet02.html.

2. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед.

заведений. М. : Издат. центр, 2000. 184 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

[Электронный ресурс] : URL : https://mdou5oz.jimdo.com/фгос-дошкольного-образования.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. -

сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 384 с.

Публикации по теме:

Проект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста Задачи руководства: -расширять представление о семье как о людях, которые живут вместе; - формировать взаимодействие по ходу игры, -воспитывать.

Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Очаровашка» с детьми старшего дошкольного возраста I. Задачи руководства: - расширить и закрепить знания детей о работе парикмахерской; - способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия.

Проект сюжетно-ролевой игры «Салон сотовой связи» с детьми старшего дошкольного возраста I. Задачи руководства: 1. Расширить представления об окружающем мире: -уточнить представления детей о профессиональной деятельности работников.

Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» «Путешествие в Африку» 1. Задачи: 1. Расширять знания детей о животных Африки, их повадках, особенностях внешнего вида. Активировать речь и мышление в ходе решения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Журналисты» с детьми старшего дошкольного возраста Задачи руководства: 1. Расширение представлений об окружающем: - расширять представления детей о профессии журналиста, фотографа; - обогащать.

План-конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Социально-коммуникативное развитие детей» План-конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе для методического объединения воспитателей дошкольных образовательных.

Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин музыкальных инструментов» с детьми старшего дошкольного возраста Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возрастаВлияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие игр: строительно - конструктивных ("Полет в космос", "Автобус") , народных.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк»Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад №221» г. Пермь. Воспитатель: Антонова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 19:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД