МААМ-картинки

Конспект комплексной НОД в подготовительной группе «Мать и дитя. Оберег»

Светлана Перминова
Конспект комплексной НОД в подготовительной группе «Мать и дитя. Оберег»

Составила-воспитатель д/с"Сказка" п. Оричи Кировской области Перминова С. А

Тема: «Народная культура и традиции».

Тема НОД: «Мать и дитя. Оберег».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие).

Возраст детей:подготовительная группа

Публикация «Конспект комплексной НОД в подготовительной группе „Мать и дитя, Оберег“» размещена в разделах

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, трудовая, музыкально-художественная.

Цель: развитие интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Учить свободно общаться со взрослыми;

- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Народные традиции и культура»; учить детей связной речи – вовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами;

- Расширять знания детей о женщине-матери в семье;

- Познакомить детей с оберегами как средствами защиты ребенка, семьи, дома от таинственных злых сил;

Развивающие:

-Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – уточнять смысл некоторых слов («оберег», «берегиня», «кукла-крестушка», «подкова», «заговор», «поясок»);

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

- Тренировать навыки лепки из соленого теста;

- Стимулировать познавательный интерес к народной культуре;

- Способствовать восприятию русской народной песни и колыбельных.

- Формировать у детей художественный вкус, чувство прекрасного;

Воспитывающие:

- Воспитывать любовь к матери и малышам;

- Укреплять и расширять взаимодействие между детьми, родителями и детским садом;

- Гармонизировать психологическую обстановку в группе детского сада и дома.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: «Игра - путешествие в прошлое»

Оборудование и материалы: Сундук,обереги (кольцо,нательный крест на веревке,кукла-крестушка, рубашка,поясок,подкова из теста,готовое соленое тесто,природный материал для декора, стеки, доски разделочные,домотканые ковры,колыбель,кукла-младенец,ширма,лавки.

Музыка:запись колыбельных, русских народных песен.

Средства ИКТ: магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, проектор,ноутбук.

Место проведения: групповая комната

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание сюжетных картин о русском быте. Знакомство со свойствами различных материалов,выделение их свойств и качеств. Знакомство с народными игрушками. Слушание русской народной музыки. Рассматривание изображений мамы с ребенком. Беседа с родителями.

Ход НОД

В дверь заходят дети с воспитателем.

На проекторе изображение избы.

Убранство избы спрятано за ширму.

В. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Д. Здравствуйте!

В. Ребята, что Вы видите на экране?

Д. Дом

В. А как еще можно назвать этот дом?

Д. Ответы

В. Раньше на Руси такой дом называли «изба». Ребята, вы хотите заглянуть в избу?

Д. Да, хотим!

На экране появляется изображение убранства избы, посреди избы сидит мать возле колыбели, вышивает. Звучит "Колыбельная на гуслях".

В. Что же Вы видите в избе?

Д. Коврики лежат, иконка стоит, женщина в сарафане сидит, колыбель с ребенком стоит.

В. Что же делает женщина?

Д. Она вышивает, малыша укладывает.

В. Ребята,когда вы смотрите на эту женщину за вышиванием у колыбели,какие чувства у Вас возникают?

Д. Мир, спокойствие.

В. И правда, когда мама сидит у кроватки своего ребенка, ему хорошо и спокойно.

В. Ребята, я предлагаю Вам сегодня заглянуть назад в прошлое, хотите?Давайте мы дадим время женщине довышивать рубашку, а сами встанем в кружок и поиграем в игру «Пойми меня».

Воспитатель называет слова(«дом»,«семья»). Дети называют ассоциации, которые вызвало это слово. Последним воспитатель называет слово «мама».

В. Какое замечательное слово «мама». И каждый из Вас сейчас увидит свою маму, но для этого к слову «мама» надо подобрать похожие слова.

Проводится игра «Открой окошечко в домике». При ответе ребенка воспитатель открывает окошечко в домике с фотографией мамы.

Д. Дети: матушка, мамочка, маманя и т. д.

В. Ну вот, ребята, как я и обещала, Вы увидели своих мам.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Дети: О маме.

Воспитатель: У каждого ребенка есть мама. Каждая мать свое родное дитя любит, жалеет, бережет. Ребята, расскажите, как вас любят ваши мамы, как они о вас заботятся? (Рассказы детей).

В. Какие замечательные рассказы о мамах у Вас получились.

В. Ребята, на встречу с Вами я несла чудесный цветок,но подул ветер и лепестки отпали. Посмотрите, у меня есть серединка от цветка, давайте мы вместе соберем цветочек.

Д. Давайте!

В. Проводится игра «Цветочек для мамы». К слову мама надо подобрать прилагательные. Мама какая? Каждое прилагательное-это лепесток, чем их больше, тем красивее наш цветочек станет.

Дети: добрая, ласковая, милая и т. д.

В. После того, как цветок собран, открывается серединка, под ней изображение Берегини.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, женщину-мать в стародавние времена называли Берегиней. Как вы думаете, почему ее так называли?

Д. Потому что она берегла, оберегала своего ребенка.

В. Правильно ребята.

В. Я хотела бы Вас с ней познакомить, но для этого нам надо перенестись в стародавние времена, на чем это можно сделать?

Д. Ответы

В. Мы перенесемся на машине времени. Для этого мы с Вами сейчас встанем в круг, возьмемся за руки, крепко-крепко закроем глаза и произнесем слова: «Крылья ветра нас возьмите, время вспять поверните, к Берегине перенесите».

Д. Дети проходят в избу. Здороваются.

Мама. Здравствуйте, гости дорогие. Рассаживайтесь на лавочки поудобнее.

В. Здравствуйте. Вы сейчас что-то очень ласково своему малышу говорили, если не секрет, что Вы ему сказали?

Мама. Я над своим малышом произносила заговор - оберег.

В. Нам очень интересно, что такое оберег.

Мама. Хорошо, я Вам расскажу. Раньше много детей умирало в раннем возрасте. Люди не знали, отчего это происходит. Думали, что виноваты в том злые духи. Вот и придумали различные средства, чтобы уберечь детей, семью от болезней, от всякого зла. Эти средства назывались оберегами. Оберегом служили молитвы, заговоры. Послушайте мой оберег :

Царевна-королевна по сонному царству шла,

царевна-королевна одеяльце моему дитятку (имя) нашла,

в колыбельку к нему положила, чтоб сон оно сторожило.

В. На что похож этот оберег? Мне кажется, на стихи. Какие слова вам непонятны? Что нужно объяснить? (Разбираем вместе с детьми).

Мама. Ребята, в этом сундуке находятся обереги. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадку.

Для чего, скажите, дети,

Характерны свойства эти –

Нет начала и конца

Ну, конечно у. (кольца).

Мама. Оберегом служило обручальное кольцо. Оно напоминало форму круга, а круг – защита от злых сил.

В. Давайте поиграем в игру «Колечко»

Понадобится длинный шнур и колечко. Продеть шнур в кольцо и связать концы. Дети садятся в круг, на колени кладут шнур с кольцом. В центре круга - водящий. Дети незаметно от водящего передвигают кольцо от одного к другому (не обязательно в одну сторону, можно двигать колечко в разных направлениях). При этом звучит музыка, и водящий внимательно следит за перемещениями колечка. Как только музыку остановят - останавливается и кольцо. Водящий должен указать у кого сейчас находится колечко. Если угадал - меняется местами с тем, у кого было кольцо. 2-3 смены

Мама.

Матушка повивала,

Узелочек завязывала,

Не на день, не на часок.

Что же это?. (поясок).

Мама. При рождении ребенка мать завязывала ребенку на тельце поясок. Это тоже был оберег от злых сил.

Познакомьтесь, вот мой малыш (мама берет куклу). Я ему тоже поясочек завязала, чтобы никто малыша не сглазил. Новорожденного мальчика завязывали в отцовскую рубаху, девочку – в материнскую, чтобы сила родителей, которую сохраняют вещи, могла защитить детей от всяких неприятностей. Вот и я завернула моего сыночка в рубашку. Что еще может быть в шкатулке?

Дети. Ответы.

Носили в церковь малыша

И там крестили не спеша,

Чинно, честь по чести,

Надевали. (крестик).

И на своего малыша крестик надела. Положим его спать, что нужно сделать, чтобы ребенок скорее уснул?

Дети: Спеть колыбельную песню.

Мама: Наш малыш капризничает, спать хочет. Споем ему колыбельную песню:

Включить колыбельную «Люли-люли-люленьки». Дети поют колыбельную.

Колыбельная песенка тоже была оберегом. Мама напевала тихонько, ласково, уговаривала малыша скорее уснуть. Звала в помощники Сон, Дрему, Угомон – невидимые существа.

Заходит бабушка.

Бабушка. Здравствуйте ребята, здравствуй доченька, здравствуй внучек,пришла я к Вам в гости, принесла игрушку, да не простую, а со смыслом.

Ребята, что это такое? На что похожа эта кукла?

Дети: Ответы.

Бабушка. Давайте мы сейчас встанем прямо и вытянем руки в стороны. Посмотрите друг на друга.

Когда человек встанет и вытянет руки в стороны, он напоминает крест. Крест оберегал от злых, темных сил. Кукла эта называется «крестушка». Простая игрушечка, а смысл имела большой.

И мы позаботимся о нашем малыше, положим в кроватку куколку-оберег. Пусть спит внук спокойно.

Входит тетя.

Здравствуйте ребята, здравствуйте матушка, сестрица да племянник. Принесла я Вам подарочек, да не простой, а со смыслом. Вот он, примите!

В. Ребята, как вы думаете, что это?

Д. Подкова.

Тетушка. Ай да ребята, молодцы. Подкова-это тоже оберег.

Мамы вешали подкову концами вверх над изголовьем колыбели, чтоб удачу ребенку приносила, да злые силы отпугивала.

Давайте и мы подвесим подкову над кроваткой моего малыша.

Ребята, а Вы знаете, что подкову-оберег можно сделать самим, а потом подарить своим кровным родственникам: маме, папе, брату, сестре, бабушке с дедушкой. Я Вам предлагаю самим сейчас сделать подкову, пойдемте со мной.

Проходят к столам, одевают фартучки. На столе доски для лепки, соленое тесто, материал для украшения подковы.

Слушая инструкции и рассказ о подковах, делают подковы. Звучит тихая музыка(«Мамин Оберег»).

Тетя. Подкову вешали над входной дверью или на самой двери внутри жилища. Вешали подкову следует на один гвоздь хозяин и хозяйка дома вместе. перед тем как подкову повесить, хозяин с хозяйкой вместе брались за дужки подковы и говорили следующие слова:

Подкову на дверь прибиваем,

Ото всякой беды ограждаем,

Все плохое за порогом оставляем, достаток и лад привлекаем.

А кому Вы будете дарить свои подковы-обереги?

Д. Ответы.

В. Какие красивые подковы-обереги у Вас получились, давайте положим их на поднос сушиться.

Наше путешествие в прошлое подошло к концу, пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Берегиню, ее сестрицу и матушку за интересные рассказы.

Д. Спасибо! До свидания!

В. Проходите в Машину времени. Возьмемся за руки, крепко-крепко закроем глаза и произнесем слова: «Крылья ветра нас возьмите, время вспять поверните в детский сад перенесите».

В. Ну, вот, мы и в детском саду. О чем интересном и необычном вы узнали?

Д. Ответы детей

В. Вы все были молодцы, показали свои знания и любовь к мамам. А мамы приготовили для вас сюрприз – угощение.

Мамы вносят поднос с угощением и угощают ребят.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте) Идея Д. Винникотта о том, что развитие ребенка происходит во взаимосвязи и взаимодействии с взрослым, акцентировала внимание на специфической.

Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная область – познавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.

Конспект ОД в старшей группе на тему: «Чтобы быть красивым» ОО «Социально-коммуникативное развитие» Видео Конспект ОД в старшей группе на тему: «Чтобы быть красивым» воспитатель ДС № 99 Гришкова Н. А. Программное содержание: Развивать целеустремленность,.

Конспект НОД по разделу «Социально — коммуникативное развитие» в подготовительной группе «Знакомство с профессией портного» Конспект РНОД по разделу «Социально – коммуникативное развитие» подготовительная группа. «Знакомство с профессией портного» Цель: Формировать.

Занятие по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Символы России» Программные задачи: 1. Закрепить знания о родине – Россия. 2. Расширить знания детей о символике России – гимн, герб, флаг. 3. Познакомить.

НОД во второй младшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Повар в детском саду» Цель: развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Задачи: 1. Дать представление о профессии повара, предметах необходимых.

Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ПДД (В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОУ). Задачи: * Создать благоприятные.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми.

Социально-коммуникативное развитие — конспект занятия в подготовительной группе «Профессии» Конспект занятия по теме"Профессии". Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность,.

Социально — коммуникативное развитие в образовательной программе «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»Задачи: - Формировать чувство безопасности у детей; -формированию у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексной НОД в подготовительной группе «Мать и дитя. Оберег»
Опубликовано: 12 сентября 2015 в 20:10
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД