МААМ-картинки

Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»

Ирина Николаева
Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»

Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития, у них проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.

Публикация «Консультация „Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности“» размещена в разделах

На протяжении двадцати лет работаю в детском саду компенсирующего вида. Все дети группы с особыми образовательными потребностями, и им нужно специальное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на преодоление или ослабление недостатков в развитии и формирование социально-личностной компетентности, то есть способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Дети в моей группе разные по характеру и уровню развития : одни – активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие – робкие и стеснительные. Они могут легко включаться в совместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое, интересное, но могут быть и замкнутыми, неуверенными в себе, тревожными, не способными эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми сталкиваются.

Размышляя над этими вопросами, изучив методическую литературу, интернет-ресурсы, опыт передовых педагогов, я пришла к выводу: чтобы обогатить опыт детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, общением, надо воспитательно-образовательный процесс наполнить опытом взаимодействия в процессе театрализованной деятельности, в которой дети приобретут один из наиболее значимых навыков, необходимых для нормального развития, - навыков сотрудничества.

Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.

Хочу поделиться опытом по формированию социально- личностной компетентности у дошкольников в группе компенсирующей направленности средствами театрализованной деятельности.

Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

Центральным связующим звеном всей жизни детей и взрослых нашей группы является работа над спектаклем, которая реализуется в течение трех месяцев и проходит в несколько этапов:

- анализ содержания произведения;

- распределение ролей;

- игровые упражнения и этюды;

- постановочная работа над целостным спектаклем.

Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс в разных режимных моментах в течении дня, и различных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность.

На занятиях по художественной литературе дети знакомятся с произведением, со средствами художественной выразительности, составляют моделей сказок, овладевают символизацией, как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям.

На музыкальных занятиях разучиваем такие упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его в мимике и жестах. Предлагаю послушать музыку и не даю словесных указаний, дети сами выбирают способы действий.

На физкультурных занятиях и гимнастиках практикую тематические этюды на развитие выразительности движений. Вот здесь и проявляются способности и фантазия дошкольников.

В процессе изобразительной деятельности – дети знакомятся с иллюстрациями к сказкам, рисуют сюжеты, иногда полностью меняя свой творческий замысел, дополняют рисунки новыми персонажами, лепят героев из пластилина и теста, что позволяет обыграть сюжет, используя фигурки-самоделки, как настольный театр. Это даёт детям возможность самостоятельно планировать игру-драматизацию, выстраивать свои мизансцены. Обозначая персонажей заместителями, ребёнок учится определять игровое пространство, объединять своих героев в единый сюжет.

Целенаправленно подбираю дидактические и развивающие игры, соотнося их с сюжетом постановочной сказки. Например, при подготовке спектакля «Гуси-лебеди» использовала такие игры: «Составь предложение», «Найди различия», «Собери картинку», «Придумай слово», а также разучиваю с детьми скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие тембра и интонации голоса, многие из которых придумываю сама.

Дети дошкольного возраста ещё не в состоянии оценить свои возможности, и каждый готов к исполнению главной роли. Поэтому над созданием сказочного образа работает вся группа. Каждый ребёнок вносит своё видение. Иногда дети замечают новые черты характера своих героев. При постановке сказки «Красная шапочка» у нас получилось несколько характерных образов волка, поэтому в разных сценах одного спектакля эту роль последовательно исполнили два мальчика, так как подсказало им воображение и сценический опыт. Чтобы театр не стал детям в тягость, чтобы они не устали от репетиций, я ставлю главной целью не конечный результат, т. е. сам спектакль, а стараюсь, чтобы важным стал процесс творческой самореализации каждого ребенка.

В нашей группе сложилась традиция, в рамках самостоятельной художественной деятельности ежемесячно организуем тематический день «Театральная пятница», когда воспитатели и дети обсуждают ход подготовки к спектаклю и планируют дальнейшую деятельность.

Постоянно стремлюсь к тому, чтобы родители моих воспитанников были равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако в семьях, где воспитается дети с ОВЗ, родительско-детские взаимоотношения складываются не всегда благоприятно, что побудило меня активно использовать родительский ресурс в подготовке и организации спектаклей. Вначале они были просто зрителями, но постепенно заинтересовались и влились в наш театральный коллектив. Например, роль бабушки в сказке «Красная шапочка» была исполнена мамой Вани. Это вызвало у детей особый восторг, ведь намного легче преодолевать сценическое волнение, когда рядом мама.

Педагогическая диагностика социально-коммуникативной компетентности показала, что количество детей со средним уровнем сформированности социальных навыков за год выросло на 30 %. Наши воспитанники стали активнее вступать в общение с достаточно широким кругом взрослых и детей, разговаривать доброжелательным тоном, научились понимать других и в соответствии с этим строить свое поведение, постепенно овладевают этически ценными образцами общения.

Дети лучше запоминают диалоги в стихотворной форме. Отбирая литературный материал для детских спектаклей и инсценировок, столкнулась с тем, что наиболее популярные сказки имеют повествовательную форму. Возникла идея создавать сценарий в стихах. Так появилось авторский сборник «Сценарии детских спектаклей в стихах», в который вошли сказки «Красная шапочка», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу!».

В наше группе оформлен театральный уголок, что позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности. Здесь собраны разные виды театров, атрибуты, выполненные руками детей и родителей, оборудована гримерная, костюмерная, имеется ширма, материалы уголка постоянно меняются и обновляются.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Дети с удовольствием разыгрывают спектакли в группе, выступают для родителей и малышей. Особенно ценно общение, которое возникает в процессе совместной подготовки к спектаклям, дошкольники обмениваются информацией, учатся координировать функции, стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству как со взрослыми, так и со сверстниками. Сложившаяся система работы в нашей группе позволяет раскрывать творческий и духовный потенциал каждого ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Публикации по теме:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельностиРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Составили и провели воспитатели подготовительной группы: Сахарова И. В; Питискер О. А Актуальность проекта: Актуальность данного проекта.

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей средствами театральной деятельности» Анкета для родителей. «Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность» 1. Создание условий для творческого развития.

Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие детей 4–5 лет Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала Направление: Социально – личностное развитие.

Организация игры в средней группе «Звери в лесу». Социально-личностное развитие дошкольников в игровой деятельности Цель: Формировать моральные представления у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1. Учить высказывать свою точку зрения 2. Учить.

Развитие изобразительных навыков средствами игровой деятельности у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие изобразительных навыков средствами игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста Совместно с родителями мы изготовили лэпбук, - это самодельная бумажная книга с кармашками, дверками, окошками, различными деталями, в которой.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Часть 1. Обоснование выбранной педагогической траектории Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях введения ФГОССоциально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях введения ФГОС первые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 01 сентября 2013 г. федерального закона «Об образовании Российской.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образование и воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»
Опубликовано: 9 сентября 2015 в 20:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД