Папки-передвижки

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Анастасия Воронова
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

воспитатель Воронова Анастасия Андреевна

г. Ивантеевка СОШ “2” ОДО “Умка”

Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая си-туация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возрас-та, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребно-стям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д. Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально культур-ного опыта, необходимого для его включения в систему общественных от-ношений. Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта обще-ственной жизни и общественных отношений. Именно поэтому в соответ-ствии с Концепцией модернизации содержания образования. Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обуче-ния конкретным дисциплинам, а и в области развития личных качеств ре-бёнка. То есть им требуется развить в ребёнке те качества, которые так необходимы в реальной жизни.

Публикация «Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах

При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребёнком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях при-оритетными становится создание доброжелательного, доверительного об-щения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребёнка, его миропониманию с учётом различных интересов и психологи-ческих типов детей. Всё это создаёт атмосферу диалога, побуждает к твор-честву, активизирует фантазию, стремление к самовыражению. Дошколь-ный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в обра-зовательную область «Социально-коммуникативное развитие» :

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мораль-ные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуля-ции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональ-ной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстни-ками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежно-сти к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, при-роде.

Организация деятельности по социально-личностному развитию в условиях ДОУ доступна в следующих формах:

- НОД;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- совместная деятельность детей;

- индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников, являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, приро-де, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжа-ется всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевремен-ное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует по-явлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стрем-лению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот по-чему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полез-ное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитие ре-бенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональ-ное.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид дея-тельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искус-ству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происхо-дит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр - игры по инициативе детей (самостоятельные сю-жетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс - игры по инициативе взрослых (дидактические, по-движные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс - народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охва-тить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием ре-чи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные; интеллекту-альные.

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить про-блему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, труд-ных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную ра-боту можно организовать, используя отдельные игровые элементы, прие-мы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют се-бя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчи-няться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, кон-структорами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые мо-гут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой дея-тельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладе-ния социальным опытом, где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержа-ния;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспита-тельные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, опти-мизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Правильно построенное об-щение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого че-ловека и является непременным условием разностороннего развития лич-ности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и пово-дырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать по-ложительные качества других и выражать это словами, делать компли-менты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Ру-ки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодей-ствия «Изобрази пословицу», «Разговор через стек-ло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

В игровых зонах групп можно создать разнообразные народные иг-ры. С целью развития у детей чувства любви, ответственности и гордости за достижения страны, закрепления знаний о своей малой и большой Ро-дине, формированию, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств и этнокультурных традиций в группах детского сада созданы уголки «Я — россиянин», «Моя любимая Ивантеевка», «Мой родной го-род». В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Приходим к выводу: реализация задач социаль-ного развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное раз-витие детей в ДОУ : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. До-школьная педагогика 63

2. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, — М. : Педагогика, 1988.

3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального разви-тия детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. — 2004. — №5. — С. 8–26.

4. Левшина Н. И. О социализации дошкольников // Дошкольное вос-питание. — 2006. — №4. — С. 102–105.

5. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт. — сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

6. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процес-са в дошкольном образовательном учреждении : Пособие для руководите-лей ДОУ. — М. : Педагогика, 2003

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 8 мая 2021 в 18:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД