Получи документы

Социально-личностное развитие дошкольника

татьяна солодянкина
Социально-личностное развитие дошкольника

Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Тема «Социально-личностное развитие дошкольника».

Подтема «Социализация дошкольников, через организацию и проведение совместной работы с семьей»

Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.

Публикация «Социально-личностное развитие дошкольника» размещена в разделах

Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.

На протяжении 15 лет работая в детском саду, я поняла, что есть родители, особенно молодые, которые не имеют возможности или не знают, как воспитывать ребенка. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос умным, веселым и активным человеком. Получится это или нет, в большей степени зависит от того, как мама (папа, бабушка, дедушка) будут вести себя с ребенком. К сожалению, даже самые знающие и преданные ребенку родители иногда сталкиваются с проблемами, которые возникают у ребенка, вызывающие у родителей чувство растерянности, беспомощности. И тогда родителям нужна поддержка специалистов. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями. Потому, что ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и с другими взрослыми для полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье. И когда родитель в пожилом возрасте захочет тепла и поддержки, то ребенок не сможет ему этого дать, так как не знает и не умеет дарить душевное тепло своим родным. Меня заинтересовала работа с семьей. Поэтому я решила придти на помощь детям и их родителям. Начинала с малого – это были походы в театр, зоопарк, прогулки по городу в выходные дни. Целью данных мероприятий было приобретение социальных навыков детьми в процессе общения с родителями и приобретение социального опыта по освоению форм взаимодействия и культурного поведения в обществе. Я видела, сколько радости и удовольствия эти походы и неформальное общение приносили семьям. Дети и родители поняли, что наша группа – это своего рода маленькая семья, что родители нужны детям не только в плане материального обеспечения, но и как любящие, внимательные и заботливые партнеры и друзья. До сих пор мои выпускные группы поддерживают теплые отношения, общаются между собой и помогают друг другу.

В дальнейшем группы выходного дня стали проводиться в рамках «Родительского клуба». «Родительский клуб» является универсальной формой работы, так как с ее помощью можно в сотрудничестве с детьми и родителями решать много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:

«потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;

потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;

потребность в познании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;

потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;

потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации».

Родители, посещающие «Родительский клуб», заинтересованы в использовании методов оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности, как активность, инициатива и самостоятельность. Диалогу с обществом ребенок учиться у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей.

Заседания клуба проходят в нестандартной, доброжелательной атмосфере, в них участвуют дети, родители, педагоги ДОУ. Темы и формы встреч предлагают родители и/или педагоги («Семейные традиции», «Досуг дома», «Наши папы» и др.). На «Родительском клубе» обязательно есть игровые и сюрпризные моменты, почти каждая встреча завершается созданием какой-нибудь совместной творческой работой (через создание стенгазеты, поделки, игрушки, через проведение совместных театрализованных постановок, концертов и т. д.).

Правила работы «Родительского клуба»:

• Соблюдать права ребенка.

• С уважением относится к потребностям семьи.

• Соблюдение партнерских, равноправных отношений между всеми участниками.

• Создание комфортных условий и безопасной среды всем участникам.

• Поощрять выражение эмоций ребенка и родителя.

Создать благоприятную и доверительную атмосферу встреч позволяет использование игровой деятельности, когда можно почувствовать себя беззаботным ребенком и тем самым стать ближе друг к другу, раскрыть свои творческие способности. По мнению Л. С. Выгодского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве с взрослыми (родителями и педагогами). Через игру люди выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Игра помогает раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

«Родительский клуб» помогает:

• адаптироваться в детском саду и детям и родителям,

• позволяет обогащать их отношения опытом эмоционального общения,

• установлению партнерских отношений педагогов с семьями воспитанников,

• знакомит с положительным опытом семейного воспитания,

• помогает осознать родителям свой собственный опыт,

• повысить родительскую мотивацию.

Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:

• ребенок в центре внимания и отношений;

• родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;

• педагоги узнают больше о семье и ребенке;

• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;

• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;

• полученный опыт взаимодействия на заседания клуба выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).

Твердят: «Вначале было СЛОВО…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви –

И озарение, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка.

Все начинается с любви…

Р. Рождественский.

Публикации по теме:

Давайте познакомимся…Давайте познакомимся… Здравствуйте уважаемые коллеги!Свою первую запись в блоге хочу начать с презентации своей любимой группы раннего развития "Солнышко".В.

Давайте знакомиться! Здравствуйте! Я работаю воспитателем в ГБДОУ д/с №32 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга во второй младшей группе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-личностное развитие дошкольника
Опубликовано: 27 июня 2012 в 23:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД