татьяна солодянкина
Социально-личностное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Тема «Социально-личностное развитие дошкольника».
Подтема «Социализация дошкольников, через организацию и проведение совместной работы с семьей»
Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.
Публикация «Социально-личностное развитие дошкольника» размещена в разделах
Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.
Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.
Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.
На протяжении 15 лет работая в детском саду, я поняла, что есть родители, особенно молодые, которые не имеют возможности или не знают, как воспитывать ребенка. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос умным, веселым и активным человеком. Получится это или нет, в большей степени зависит от того, как мама (папа, бабушка, дедушка) будут вести себя с ребенком. К сожалению, даже самые знающие и преданные ребенку родители иногда сталкиваются с проблемами, которые возникают у ребенка, вызывающие у родителей чувство растерянности, беспомощности. И тогда родителям нужна поддержка специалистов. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями. Потому, что ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и с другими взрослыми для полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье. И когда родитель в пожилом возрасте захочет тепла и поддержки, то ребенок не сможет ему этого дать, так как не знает и не умеет дарить душевное тепло своим родным. Меня заинтересовала работа с семьей. Поэтому я решила придти на помощь детям и их родителям. Начинала с малого – это были походы в театр, зоопарк, прогулки по городу в выходные дни. Целью данных мероприятий было приобретение социальных навыков детьми в процессе общения с родителями и приобретение социального опыта по освоению форм взаимодействия и культурного поведения в обществе. Я видела, сколько радости и удовольствия эти походы и неформальное общение приносили семьям. Дети и родители поняли, что наша группа – это своего рода маленькая семья, что родители нужны детям не только в плане материального обеспечения, но и как любящие, внимательные и заботливые партнеры и друзья. До сих пор мои выпускные группы поддерживают теплые отношения, общаются между собой и помогают друг другу.
В дальнейшем группы выходного дня стали проводиться в рамках «Родительского клуба». «Родительский клуб» является универсальной формой работы, так как с ее помощью можно в сотрудничестве с детьми и родителями решать много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:
«потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;
потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;
потребность в познании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;
потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;
потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации».
Родители, посещающие «Родительский клуб», заинтересованы в использовании методов оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности, как активность, инициатива и самостоятельность. Диалогу с обществом ребенок учиться у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей.
Заседания клуба проходят в нестандартной, доброжелательной атмосфере, в них участвуют дети, родители, педагоги ДОУ. Темы и формы встреч предлагают родители и/или педагоги («Семейные традиции», «Досуг дома», «Наши папы» и др.). На «Родительском клубе» обязательно есть игровые и сюрпризные моменты, почти каждая встреча завершается созданием какой-нибудь совместной творческой работой (через создание стенгазеты, поделки, игрушки, через проведение совместных театрализованных постановок, концертов и т. д.).
Правила работы «Родительского клуба»:
• Соблюдать права ребенка.
• С уважением относится к потребностям семьи.
• Соблюдение партнерских, равноправных отношений между всеми участниками.
• Создание комфортных условий и безопасной среды всем участникам.
• Поощрять выражение эмоций ребенка и родителя.
Создать благоприятную и доверительную атмосферу встреч позволяет использование игровой деятельности, когда можно почувствовать себя беззаботным ребенком и тем самым стать ближе друг к другу, раскрыть свои творческие способности. По мнению Л. С. Выгодского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве с взрослыми (родителями и педагогами). Через игру люди выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Игра помогает раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.
«Родительский клуб» помогает:
• адаптироваться в детском саду и детям и родителям,
• позволяет обогащать их отношения опытом эмоционального общения,
• установлению партнерских отношений педагогов с семьями воспитанников,
• знакомит с положительным опытом семейного воспитания,
• помогает осознать родителям свой собственный опыт,
• повысить родительскую мотивацию.
Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:
• ребенок в центре внимания и отношений;
• родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;
• педагоги узнают больше о семье и ребенке;
• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;
• полученный опыт взаимодействия на заседания клуба выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).
Твердят: «Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озарение, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…
Р. Рождественский.