МААМ-картинки

Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР в игровой деятельности

Ирина Солощук
Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР в игровой деятельности

Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходи-мых для полноценной жизни в обществе. Человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. «Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемы». В современных социальных условиях российского общества значительно возросло количество детей с речевой патологией, в особенности с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с данной патологией составляют более половины всех детей, посещающих детские сады и коррекционные группы.

Публикация «Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР в игровой деятельности» размещена в разделах

Одним из условий успешной социализации ребенка является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Формирование коммуникативной компетенции является одним из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании данной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему.

Решение проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка, а также специфики и направлений современного образования. Формирование целостной концепции коммуникативного развития ребенка должно опираться на фундаментальные положения психолого-педагогической науки об основных закономерностях детского развития с учетом особенностей дошкольного процесса обучения.

Такое отклонение в развитии как ОНР, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, недоверие к сверстникам, агрессивность, обидчивость, затруднение в общении с окружающими. При общении со взрослыми и сверстниками у детей с ОНР наблюдается эмоциональная закрытость, либо, наоборот, повышенная общительность. Также, часто наблюдается нежелание либо неумение пользоваться предложенной помощью.

Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольни-ков с ОНР показали, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. В таких ситуациях чаще всего возникает зрительный контакт, а речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Дети играют вместе, но при этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.

Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с ОНР не сформированы ни самостоятельность, ни активность, ни воображение. Также, они не умеют планировать игровые действия.

Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития старших дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает. Это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.

В своей работе я использую игровые приемы для развития речевой и коммуникативной сферы дошкольников с ОНР: игры на увеличение словар-ного запаса, для развития лексико-грамматического строя речи, а также игры по развитию связной речи. Ниже представлены примеры игр.

1. Игра «Собери картинку».

Цель: развитие мелкой моторики и диалогической речи, знание основных цветов.

Игровой материал: конверты с образцом, мелкие детали для создания картинки.

Ход игры: Детям на выбор предлагаются конверты с изображенными на них картинками. Выложив детали на стол, дети пытаются воспроизвести данное изображение. В процессе игры помощь друг другу приветствуется.

2. Игра «Кто быстрее построит».

Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, умения следовать инструкциям.

Игровой материал: счетные палочки.

Ход игры: Дается задание – выложить кораблик из счётных палочек. При этом вкладывать и проговаривать действия должен только один ребенок, а остальные – слушать и выполнять «указания».

3. Игра «Прояви фантазию».

Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, фантазии.

Игровой материал: счетные палочки, любой подручный материал.

Ход игры: Детям предлагается пофантазировать – что бы они хотели собрать из палочек, добавляя любые предметы, которые им понравятся.

4. Поиграй в сказку.

Цель: развитие связной речи, памяти, умение слушать других.

Игровой материал: магнитная доска, персонажи сказок «Колобок» и «Ледяная избушка».

Ход игры: предлагаются на выбор персонажи сказки «Ледяная избушка» и «Колобок». Дети выбирают, с какими персонажами хотят поиграть и рассказывают данную сказку

5. Игра «Колобок на новый лад».

Цель: развитие связной речи, диалогической речи, памяти, умения слушать других, развитие фантазии, коммуникативных навыков.

Игровой материал: панно – игровое поле, колобок.

Ход игры: С помощью считалочки, каждому ребенку выпадает персонаж, за которого он будет вести диалог.

6. Инсценировка сказки «Самое важное животное».

Цель: развитие диалогической речи, связной речи, развитие коммуни-кативных навыков, сплочение детей.

Игровое оборудование: фигурки-игрушки животных и хозяина фер-мы, домик

Ход игры: Загадывается загадка про животное. Кто отгадал – получает игрушку-отгадку. Затем, при театрализации каждый озвучивает свое животное.

7. Игра «Слепой» и поводырь».

Цель: развитие умения работать в паре, коммуникативных умений, развитие слухового внимания, доверия, правильное выполнение инструкций, ориентировка в пространстве.

Игровой материал: помещение группы, любые крупные предметы, повязка на глаза.

Ход игры (первый вариант): Одному из детей одевается повязка на глаза, он – «слепой», его партнер – поводырь. Поводырь должен провести «слепого» ребенка за руку через различные препятствия, чтоб «слепой» товарищ не споткнулся и не упал и в конце пути сел на стул.

Ход игры (второй вариант): усложнена тем, что «слепой» должен пройти весь путь с препятствиями и завершить его, сев на стул, только вы-полняя голосовые инструкции, полностью доверяя ведущему (ребенку).

8. Игра «Паутинка».

Цель: увеличение словаря существительных, глаголов, прилагатель-ных, развитие внимания, сплоченность.

Игровые материалы: клубок ниток.

Ход игры: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, об-матывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участ-нику игры (какая бывает одежда) и на правильный ответ передает клубок отвечающему (чем больше прилагательных в данной теме назовут дети, тем запутанней будет паутинка). Когда игра заканчивается, паутинку сматывают в новый клубок и проверяют насколько он больше чем предыдущий.

9. Игра «Снежный ком».

Цель: увеличение словаря существительных, прилагательных.

Ход игры: Ведущий говорит «Я тебе дарю шар. Он какой?». Ответ ребенка (например): «Зеленый». Тот, кто ответил на вопрос первым, становится за ведущим и держит его за плечи. Следующий ребенок получает вопрос «Что бывает зеленым?». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не включатся в игру и не закрутятся в спираль (ком).

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. : Альфа, 1993.

2. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С. 21.

3. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования. Сб. науч. ст. / Белорусский государственный университет; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.

4. Интерактивное образование (электронная газета) http://io.nios.ru/index.php

5. Щипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. – № 4.

6. Холмагорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада. М. : Чистые пруды – 2007.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное.

Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников «Сокровища волшебника НубоКрафта» Программные задачи: -Объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное.

Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей» Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей» Театр! Как много.

Презентация «Развитие театрально-игровой деятельности дошкольников» Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игровой деятельности Цель консультации: развитие социально – коммуникативных навыков посредством игровой деятельности. Задачи: - познакомить родителей с особенностями.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. (А. М. Горький) В работе с детьми дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР в игровой деятельности
Опубликовано: 17 октября 2019 в 20:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД