МААМ-картинки

Социально-нравственное воспитание дошкольников

Наталья Евдокимова
Социально-нравственное воспитание дошкольников

«Годы чудес» - так называют ученые первые годы жизни ребенка. То, что мы заложим в него в этот период, оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Важное место в процессе становления человека принадлежит эмоциональному положительному, содержательному общению с окружающими людьми. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.

Публикация «Социально-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

В нашем детском саду работа по развитию у детей навыков общения и социальной компетентности ведется много лет. Работа эта обширна и многогранна. Приступая к изучению интересующих вопросов, мы обнаружили, что основные проблемы общения связаны с непониманием дошкольниками чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностями тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении.

Поэтому, в первую очередь, свою работу мы начали с привития детям базовых социальных навыков : умение выслушать другого, поддержать общий разговор, тактично критиковать и хвалить другого.

Так обучение умению слушать осуществлялось с помощью следующих эффективных приемов. В группах воспитатель создавал свой особый благоприятный климат. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в группе: дети встречают друг друга радостной улыбкой, каждое утро вновь вошедшего в группу весело приветствуют, обращаясь к нему с репликой или вопросом, слезы и обида каждого не проходят без внимания.

Большое внимание воспитателями уделяется обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к окружающим. В группе созданы уголки настроения, дерево радости, мешочек добрых дел. Дети понимают необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним. Они знают, что дружеское отношение зависит от того, как ребенок общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре.

Следующей стадией в развитии навыков социального поведения и общения является освоение моделей поведения в конфликтной ситуации. Эти упражнения проводятся в старшем дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни. Детям предлагаются упражнения, в которых воспитатель спрашивает ребенка, как поступить в сложных жизненных обстоятельствах. Выполняя упражнения «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «День рождения друга», «Помоги бабушке», дети учатся действовать в проблемных ситуациях в интересах других людей – как взрослых, так и сверстников. Это помогает, кроме совершенствования социальной компетентности, развивать такие чувства, как сочувствие, сопереживание.

В группах разработан свод правил общения. Каждый ребенок высказал свое мнение и внес в правило свои предложения. Например: «Нельзя кричать в группе, можно спокойно говорить», «Нельзя обижать слабых детей», «Каждый имеет право высказываться, но в сою очередь». Вначале правила нарушались, но постепенно дети привыкли и теперь следят за их выполнением. Вовлекая детей в разработку правил, мы стремимся развивать самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. У детей также формируется оценка поведения других детей и самооценка.

В нашем детском саду уделяется особое внимание полоролевому воспитанию. Наблюдая за игрой девочек и мальчиков, слушая их беседы, мы отмечаем, что с каждым годом мир ценностей меняется. Определяет его социальное окружение, тот социальный уклад, в котором формируется психика ребенка. В общении девочек мы обратили внимание на то, что у них присутствует больше хороших побуждений, поступков и слов. У мальчиков более разнообразным стало негативное поведение, они в своих играх отражают роли отрицательных героев мультфильмов и фильмов. В связи с этим проводятся этические беседы для мальчиков и девочек: «Мальчики – защитники», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие мужчины». На занятиях и в повседневной жизни даем понятие о роли будущих мужчин и будущих женщин.

Эффективной формой развития навыков общения является разбор – сказок, рассказов,кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций человеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, жадность, трусость.

Ближайшими помощниками во всех начинания стали родители воспитанников. Традициями детского сада стали семенные посиделки. Развлечения: «Папа, мама, я – трудолюбивая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья». В сложной социальной обстановке, которая нас окружает, очень важно сохранить семейные традиции и ценности. Чтим в детском саду народные праздники и обряды. Созданы мини – музеи кубанского творчества, которые пополняются с помощью родителей.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что основой социально – нравственного воспитания является доброжелательное отношение к детям, умение поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку, активно приобщая дошкольников к доступным формам гуманного общения и культурного поведения. Успеха можно добиться, если с самого раннего возраста присматриваться к маленькому человеку, видеть в нем личность.

Фундамент, на котором необходимо строить общение с детьми – глубокое и серьезное уважение к ребенку.

Список литературы:

1. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения : от 1года до 7 лет. -М. : Просвещение 2002

2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005

Публикации по теме:

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников "Серебряные родники малой Родины" Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» 20 апреля 2016 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок».

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Основа.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 10:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД