Приложение МААМ

Социально-педагогическая работа с детьми сиротами и детьми из школы-интерната для успешной социализации

Инна Ушанева
Социально-педагогическая работа с детьми сиротами и детьми из школы-интерната для успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

Ушанева Инна Вячеславовна

ГБОУ школа-интернат№2 г. Армавира

воспитатель

Социально-педагогическая работа с детьми сиротами для успешной социализации.

Эта проблема актуальна для России. Государство ищет пути по устранению этой проблемы сиротства, но комплекс мероприятий, которые проводятся за частую не улучшают ситуацию эффективности не существует.

Публикация «Социально-педагогическая работа с детьми сиротами и детьми из школы-интерната для успешной социализации» размещена в разделах

Социальный сирота - дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по тем или иным причинам от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. [1.263с. ]

Жизнь в условиях социальной изоляции, в ограниченном, замкнутом коллективе, способствует дисгармоничному развитию личности угасанию активности мотивации к нравственному, интеллектуальному совершенствованию. В любом обществе и государстве всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. И самой главной в этой заботе выступает социализация и адаптация.

Социализация – это процесс освоения человеком норм, ценностей, установок, социальных ролей, присущих конкретной группе и обществу в целом. [2.274с. ]

Конечно, социализация первоначально начинается в семье, а потом уже в других социальных институтах общества. В понятие социализация входят три составляющие: адаптация, автоматизация и активность личности. Но всё зависит от внутренних и внешних факторов.

У ребенка, который воспитывается вне семьи, представителями социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т. д. У ребёнка происходит социальное самоопределение - выбор детьми - сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений на основе сформировавшихся потребностей и интересов. Но если ребёнок- сирота не понимает требований окружающего социума то ему тяжело войти в систему социальных отношений. У таких детей ограничен круг социальных контактов и это усложняет процесс адекватного социального развития. Для социального развития ребёнка важен процесс формирования его ценностных качеств - внутренняя основа отношений человека к ценностям в материальной, моральной и духовной сфере. Ценностные ориентации проявляться в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности, у детей сирот иногда это отсутствует. [3.32с. ]

Чаще всего трудности в овладения социальной ролью возникают на основе малой информированности об этой роли, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли. Трудности социализации также проявляться там где нет границы между уверенностью и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни.

Воспитанники детского дома, выходя за пределы совсем не приспособленные к жизни они надеются на другого, ведут себя беспомощно не могут опереться на собственные силы принять самостоятельно решения. Это возникает от того что у них нет личного пространства - потому что всё контролируется педагогом. Индивидуальные особенности практически не учитываются потому что существует чёткий режим когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать, поэтому ребёнок теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Даже игровая деятельность детей организуется педагогом и носит регламент. [4.208с. ]

Ребёнок- сирота теряет доверие к миру без которого становится принципиально невозможным развитие в личности инициативности, социальной компетентности, умелости в труде, половая идентичность и. т. д. если такие новообразования не происходят то ребенок не может стать субъектом межличностных отношений сформироваться как зрелая личность. Он становиться подозрительным, недоверчивым, агрессивным ребенком он не может проявлять инициативность и ответственности за свое поведение.

Чтобы такого не было нужно вести социально-педагогическую работу. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Социальная адаптация - это коммуникативный процесс, между личность и обществом. Трудовая и бытовая адаптации не всегда проходит успешно. Поэтому они часто меняют работу не могут себя найти, не довольны заработком, возникают трудности коммуникативной в коллективе, не умеют распоряжаться зарплатой, вести домашний быт для этого и существуют коррекционные занятия СБО.

Воспитательная работа так же носит важный характер, которая в комплексе с учебной, помогает гармонично развить личность и достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работе ребёнок получает такое воздействие, что становиться более трудолюбивым, нравственным. Воспитательная работа не должна повторять занятия по СБО. Однако все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять ЗУНы, чтобы ребёнок был готов к различным жизненным ситуациям. Практическая деятельность- залог успеха. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий всех педагогов работающих с детьми.

Воспитатель должен выставлять таких же требования, как и учитель, постепенно повышая уровень требований. Совместная деятельность педагогов должна быть заранее спланированной при подготовке к различным мероприятиям. Цель социализации - помочь ребёнку приобрести жизненный опыт, заниматься различными видами деятельности, воспитать самостоятельность в любых проблемных ситуациях и находить выход.

Личность педагога играет не малую роль при социализации воспитанника, если педагог мобильный ищет новые пути взаимодействия обладает высоким педагогическим мастерством считает что чужих детей не бывает, не делает ничего чего бы не хотел чтобы делали его ребёнку не проявляет агрессии, а просто стремиться помочь ребёнку найти себя в жизни научиться взаимодействовать с окружающими его людьми быть полезному обществу и отвечать не только за свои поступки, но и за других нести ответственность.

Для успешной социализации проводятся такие мероприятия:

-инструктирование детей как вести себя на дороги, в близи водоёма, при пожаре, в близи железнодорожного полотна, безопасность на дорогах, как вести себя с незнакомыми, что делать если увидели не знакомые предметы- дать свод правил и знаний для безопасности жизнедеятельности.

- бытовой труд где детям рассказывается и показывается, как ухаживать за цветами, обувью, шапкой, учат как стирать, какую поверхность чем обрабатывать при уборки, уход за окнами, украшать и ухаживать за школой, классом, спальней проводиться конкурс на лучший класс и спальню и. т. д

- сюжетно-ролевые игры чтобы научить ребёнка как вести себя в том или ином месте умение ориентироваться в окружающим его обществе.

- большую значимость отдают прогулкам и экскурсиям где дети учатся взаимодействовать с другими людьми умение пользоваться общественным транспортом приобретать требуемые товары, получать нужные знания, расширять круг своих интересов.

-для отдыха и досуга создаться игровая комната и комната отдыха с хорошо оборудованной базой.

- спортивные часы, подвижные игры, посещение спортивных секции участия в соревнования различного уровня чтобы ребёнок привыкал вести здоровый образ жизни.

- внеклассные коррекционные занятия воспитывается эстетический творческий вкус даются знания о традициях и обычаях нашей культуры.

-посещения кружков творческой направленности даёт развиваться ребёнку гармонично стремиться к лучшему вести активный образ жизни найти своё место в жизни.

- декоративно - прикладное творчество учит расширять кругозор своих интересов приобретаться новые ЗУНы участвовать в выставках разного уровня.

- участие в конкурсах для мотивации и уверенности в себе

- профориентация для самоопределения выбора профессионального пути.

- взаимодействия с различными молодёжными структурами (отдел молодёжи, кадровый молодёжный центр и. т. д)

-занятия волонтёрской деятельностью чтобы ребёнок научился помогать другим.

-просмотр новостей в приемлемой форме чтобы знать, что происходит в стране мире.

-.посещение библиотеки чтобы расширять свой кругозор, словарный запас.

Педагог должен повышать свои знания самосовершенствоваться, чтобы работать по новым технологиям и методам ввести работу в таких направлениях как:

Мульт-терапии представляет собой групповое или индивидуальное создание анимационного фильма детьми под руководством взрослых специалистов

Арт-терапия рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т. д.

Сказка-терапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказка-терапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.

Игро-терапия — наиболее распространенный метод работы с детьми. Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам воде, песку, веточкам, камешкам и т. д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. «Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями».

Танц-терапия — это особая форма телесной (физической) терапии. В танц терапии чувства спонтанно преобразовываются в движение, определяется отношение к собственному телу, возникают новые творческие возможности.

Главной целью воспитательной работы ребёнка сироты :

«Подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина современного общества способного адоптироваться и найти своё место в нём самостоятельно принимать решения в той или иной сложившейся ситуации, творчески и креативно мыслить».

Если расширять мировоззрения ребёнка, то личность становиться более коммуникабельной, реализует себя, духовно-социальные ценности приобретают значимое место в его качествах, помогает работать над собой. Личность не только приобретает какие -нибудь новые знания, умения, навыки но и очень важный компонент для социализации – это социальный опыт, который формирует его жизнеспособность, чтобы он был способен на самоорганизацию, самореализацию, самовыражение. Как говорил А. С. Макаренко: “Воспитывать – значит учить жить» -а если учить жить самостоятельно это и есть социализация.

1. Л. В. Мардахаев Словарь по социальной педагогике. –М. : Издательский центр «Академия», 2002.-368с.

2. Л. В. Мардахаев Словарь по социальной педагогике. –М. : Издательский центр «Академия», 2002.-368с.

3. Л. К. Сидорова - Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения. –М. : Издательство: Айрис-Пресс, 2004 .-112с.

4. Е. Селиванова Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Издательство: Генезис, (Аркти, 2010.-309с.

5. А. Роготнева Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях. Издательство: Книга по Требованию, 2008 .-273с.

6. А. А. Лиханов Дети без родителей. -М. Издательство Просвещение Школьная психология,2010.-592с.

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционное занятие в 4 классе школы-интерната «Чайные посиделки» Интегрированное коррекционное занятие «Чайные посиделки», 4 класс Учитель – дефектолог: Мишина Е. К. Учитель – логопед: Пономаренко А. А.

Конспект занятия по изготовлению поздравительной открытки для воспитанников школы-интерната с ОВЗКонспект занятия по изготовлению поздравительной открытки для воспитанников школы-интерната с ОВЗ Тема: Поздравительная открытка. Цель: Формирование навыков работы с карандашом, ножницами, бумагой путём выполнения поздравительной открытки.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» От того, как прошло детство, кто.

Кружковая работа. Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Положение о детской организации «Ювента» школы-интерната для обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения. 1.1. Данное Положение разработано на основании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Лариса Николаевна Чеботарева Муниципальное бюджетное.

Социальный паспорт школы-интерната АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа - интернат начального.

Тест для диагностики развития письменной речи у учащихся 2–3 класса. Работа с детьми на логопункте общеобразовательной школы Тематический раздел: «Морфемика» Диагностика 2. Тема «Состав слова» Класс___Фамилия___Имя.

Воспитательное занятие в 3 классе школы-интерната «Чистота — залог здоровья» Алексеевская общеобразовательная школа-интернат Внеклассное мероприятие в 3 классе «Чистота - залог здоровья».

«Творчество Анны Куприяновны Барышниковой». Экскурсия в краеведческий музей с детьми первого класса школы-интерната 8 вида Цель: Расширять знания детей о родном крае, продолжать знакомить детей с народным творчеством. Познакомить детей с понятием-«музей». Обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическая работа с детьми сиротами и детьми из школы-интерната для успешной социализации
Опубликовано: 7 октября 2016 в 09:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-педагогическая работа с детьми сиротами и детьми из школы-интерната для успешной социализации» (включая файлы) размещена пользователем Инна Ушанева (УИ 829485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД