Папки-передвижки

Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Ольга Казанцева
Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Аннотация:Целью социально-познавательного проекта является формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважение к культурному и историческому прошлому России. Обогащение представлений детей о роли железной дороги в годы ВОВ.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, проект, нравственность, традиции.

Публикация «Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В современных условиях Россия переживает исторический период, когда есть большая опасность разрушения личности. У детей искажены представления о доброте, патриотизме, гражданственности, справедливости. Современные дети отличаются особой жестокостью и агрессивностью, в обществе преобладают ложные ценности (материальные). Учитывая современные условия, одним из главных социальных и государственных приоритетов государства становится воспитание человека – гражданина. Рассмотрим подробнее документы, регламентирующие работу в данном направлении.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ» (глава 1, ст. 3) указаны принципы государственной политики в области образования, провозглашающие гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности. [3]

Одним из основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2 ].

Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» ставит перед обществом цель: «внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания».[ 1]

Чувство гражданственности и патриотизма, доступны ли они детям?

Доступны, и именно детство является наиболее благоприятным временем для воспитания чувства любви к Родине и гордости за неё. Поэтому активно противостоять негативным тенденциям в нашей стране, призваны в первую очередь детский сад и школа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Патриотизм –одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Поэтому воспитание патриотизма – это упорная и созидательная работа по формированию у детей чувства гордости за свою родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществлять это воспитание необходимо чутко и тактично.

В работе по ознакомлению детей с окружающей общественной жизнью в детском саду значительное место необходимо отводить формированию представлений о военной истории нашей Родины, армии, народе, а также о героях, которые не щадя своей жизни «ковали» победу нашего народа над фашистами. Ведь именно на примере таких людей можно воспитывать патриотов.

Проведённое исследование среди родителей детей и педагогов в нашем детском саду, по вопросам, касающимся Великой отечественной войны, показало, что знания родителей и педагогов о войне очень скудны, а у детей возникало ещё больше вопросов. Была выявлена проблема: недостаточное внимание со стороны родителей и педагогов к теме Великой отечественной войны.

Таким образом, педагогический коллектив детского сада принял решение разработать и реализовать социально-педагогический проект «Поезд памяти», посвящённый 72-летию Великой Победы, участниками которого являются дети, родители и педагоги детского сада.

Цель проекта: формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважение к культурному и историческому прошлому России. Обогащение представлений детей о роли железной дороги в годы ВОВ.

Задачи проекта:

1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада, формирующую представления детей о ВОВ.

2. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории Отечества.

3. Дать представление детям о роли железной дороги в Великой Отечественной Войне.

4. Привлечь родителей к совместному проведению различных мероприятий в рамках проекта, проводить обмен опытом между родителями по проблеме.

5. Привлекать детей и педагогов к совместной художественно-творческой деятельности по теме.

Участниками проекта являются педагоги, дети, родители. Длительность проекта: сентябрь 2016-май 2017г. Далее представлены этапы реализации проекта.

Таблица 1

Этапы реализации проекта

1 Мотивационный

(сентябрь-октябрь)

Содержание работы:

1. Изучение степени информированности детей, педагогов и родителей о ВОВ

2. Выявление потребности участия в поисково-познавательной деятельности.

3. Проектирование информационного пространства детского сада ко Дню Победы.

4. Формирование банка заданий по исследованию исторических событий, фактов ВОВ.

Предполагаемые результаты работы:

• Проект оформления информационного пространства детского сада по военно-исторической тематике.

• Результаты социального опроса с инструментарием.

• Создание творческой группы по реализации проекта с указанием степени участия детей, родителей, педагогов.

2 Информационно-подготовительный

(ноябрь)

Содержание работы:

Распределение заданий участникам проекта.

Предполагаемые результаты работы:

• План реализации проекта

3 Практико-ориентированный

(декабрь – март)

Содержание работы:

1. Поиск информации о герое Овчинникове Е. В., в честь которого названа одна из улиц Челябинска.

2. Формирование картотеки художественного слова о ВОВ.

3. Создание книги памяти Детского сада.

4. Разработка календаря социально-значимых событий в Детском саду в честь 72-летия Победы в ВОВ.

5. Проведение социально-значимых мероприятий по плану.

6. Оформление фотогалереи по материалам хроники проводимых событий.

Предполагаемые результаты работы:

• Реализация проекта оформления информационного пространства детского сада материалами военно-исторического содержания.

• Наличие банка заданий

• Календарь социально-значимых мероприятий.

• Сценарии мероприятий по плану.

• Участие детей, родителей и педагогов в социально-значимых мероприятиях.

• Выставка рисунков на тему: «Летопись войны»

• Фотовыставка «Мы будущие защитники»

• Мини-музей к 72-летию Победы в ВОВ.

4 Рефлексивно-оценочный

(апрель – май)

Содержание работы:

1. Презентация выполнения заданий проекта и его результатов.

2. Круглый стол по результатам реализации проекта

3. Определение практической значимости проекта для детского сада, определение его жизнеспособности.

4. Подготовка рассады для посадки на Аллее памяти Детского сада.

5. Распространение опыта работы.

Предполагаемые результаты работы:

• Цветочная Аллея памяти на территории Детского сада.

• Картотека информационно-познавательных сборников по темам:

- Военно-почтовая служба в годы войны.

- Военно-санитарные поезда в годы войны

- Награды ВОВ

• Видеопрезентации педагогов по итогам реализации проекта.

Для реализации проекта был разработан Календарь социально-значимых мероприятий проекта.

Календарь социально-значимых мероприятий проекта.

1 Сентябрь 2016 Заседание творческой группы проекта

2 Октябрь 2016 Выставка поделок из лего-конструктора «День Победы»

3 Ноябрь 2016 Выставка рисунков «Летопись Великой Отечественной Войны»

4 Ноябрь 2016 Праздник военной песни

5 Декабрь 2016 Акция «Письмо солдату»

6 Декабрь 2016 Фотоконкурс «Мы будущие защитники родины!»

7 Январь 2017 День памяти, посвящённый снятию блокады Ленинграда

8 Январь 2017 Специальный выпуск газеты «Путевая звёздочка», «Мы живём на улице, названной в честь героя!»

9 Февраль 2017 Презентация для детей «Военно-почтовая служба в годы ВОВ»

10 Февраль 2017 Спортивный праздник

11 Февраль 2017 Презентация Книги памяти Детского сада

12 Март 2017 Презентация для детей «Военно-санитарные поезда в годы Великой Отечественной Войны»

13 Апрель 2017 Презентация для детей «Награды ВОВ»

14 Апрель 2017 Открытие мини-музея, посвящённого 72-летию ВОВ

15 Май 2017 Экскурсия к памятнику и возложение цветов.

16 Май 2017 Праздник, посвящённый 72-летию Великой Победы «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее»

17 Май 2017 Посадка цветов на Аллее Памяти Детского сада

Для реализации данного проекта было необходимо продумать развивающую предметно-пространственную среду детского сада. В этом направлении работу вели по следующим этапам:

1. Оформление в группах центров по военно-исторической тематике.

2. Оформление Мини-музея к 72-летию Победы в ВОВ.

3. Создание картотеки информационно-познавательных сборников.

4. Специальный выпуск газеты «Путевая звёздочка» к Дню Победы.

5. Оформление в музыкальном зале выставки рисунков и фотогалереи по материалам хроники проводимых событий.

6. Размещение информации по итогам проведения мероприятий проекта на сайте ДОУ.

Таким образом, поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом по реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников, привел к тому, что в практике нашего учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Метод проектной деятельности мы выбрали за основу при формировании гражданско-патриотических чувств.

В центре идеальной модели нашего проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

Реализация социально-познавательного проекта патриотического воспитания дошкольников строилась на основе сотрудничества педагогов детского сада с детьми и родителями. Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия, НОД интегрированного характера, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки, квест-игры на военную тематику.

Таким образом, реализации проекта связанная с воспитанием патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).

Публикации по теме:

Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых.

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников «Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников». Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем,.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Современное общество нуждается в активной,.

Консультация для воспитателей «Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников» Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств.

Опыт работы по теме гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Воспитать человека» 1слайд «Воспитать человека» Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Опыт работы Киселевой Е. П., воспитателя высшей.

Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателейОзнакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Праздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольниковПраздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения был и остаётся актуальным на все времена. Маленькие граждане нашей страны – это.

Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольниковРусская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Семинар-практикум «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 20:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД