Оксана Лознева
Социально-познавательный проект «Зимующие птицы родного края» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Название и тип проекта :
Социально-познавательный проект «Зимующие птицы родного края»
Авторы:
Лознева Оксана Петровна, Шеметова Светлана Николаевна
Участники проекта :
Публикация «Социально-познавательный проект „Зимующие птицы родного края“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет, педагоги, родители
Сроки:
Краткосрочный, две недели.
Цель проекта :
Создание благоприятных условий для расширения знаний о зимующих птица своего региона.
Основные задачи проекта :
Обучающие: Формировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе. Обучать умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.
Развивающие: Активизировать познавательную деятельность малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук.
Воспитательные: Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Укреплять детско-родительские отношения.
Проблема, на решение которой направлен проект :
В ходе бесед с детьми мы поняли, что дети мало знают о зимующих и перелетных птицах нашего края, путают перелетных и зимующих птиц, не знакомы с особенностями рациона птиц, у ребят слабо развито чувство заботы о пернатых.
Этапы проведения проекта :
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для реализации проекта, подбор информационных и литературных источников, пополнение РППС.
II этап. Практический
Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих ознакомление старших дошкольников с зимующими птицами родного края.
III этап. Обобщающий
Цель: Организация и проведение итоговых мероприятий по теме проекта, анализ результатов проекта.
Прогнозируемые результаты проекта :
Для детей :
-имеют представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.
-у детей развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим – птицам, дети захотят и в дальнейшем оказывать помощь, зимующим птицам.
-воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Для педагогов:
-разработаны методические, дидактические и информационные материалы: конспекты НОД, сценарии, сюжетно-ролевые игры, консультации для родителей, презентации и др.
-пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта.
-проведены образовательные и досуговые мероприятия.
Для родителей:
-Повысилась педагогическая культура родителей, появилось понимание необходимости в нравственном воспитании, социальном развитии детей
-Развито желание участвовать в совместных социально-познавательных проектах и мероприятиях.
-Приобретён опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
Форма итогового мероприятия:
Изготовление кормушек.
Продукты проекта :
-аппликация «Зимующие птицы»
- коллективное панно из пластилина «Птичья столовая»
-изготовление кормушек и развешивание их на территории детского сада
-участие во всероссийском конкурсе «Сытая птица мороза не боится»
2. Постановка проблемы и обоснование необходимости проекта
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Проблема
В ходе бесед с детьми мы поняли, что дети мало знают о зимующих и перелетных птицах нашего края, путают перелетных и зимующих птиц, у ребят слабо развито чувство заботы о пернатых. Птицы окружают нас круглый год, а зима – это не только веселые праздники, катание на санках, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года у зимующих птиц мало пищи, порой естественный корм и вовсе становится недоступным, поэтому многие пернатые не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их особенностями, повадками и образом жизни; научить заботиться о пернатых, помогать им в холодное зимнее время; создать условия для общения детей с миром природы, разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир.
Именно поэтому актуальной стала разработка проекта «Зимующие птицы нашего региона»
3. Цель и основные задачи проекта
Цель: Создание благоприятных условий для расширения знаний детей о зимующих птица своего региона.
Основные задачи:
Обучающие: Формировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе. Обучать умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.
Развивающие: Активизировать познавательную деятельность малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук.
Воспитательные: Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Укреплять детско-родительские отношения.
Интеграция задач по образовательным областям
В соответствии с ФГОС ДО, задачи проекта реализуются во всех 5 образовательных областях развития дошкольников:
Социально-коммуникативное развитие : формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Познавательное развитие: развивать познавательный интерес детей к жизни зимующих птиц.
Речевое развитие: обогатить словарь детей глаголами, существительными и прилагательными по теме проекта; познакомить с зимующими птицами посредством чтения и обсуждения сказок, литературных произведений, просмотра презентаций, обучающих фильмов по теме.
Художественно-эстетическое развитие: развивать способность отображать полученные знания и впечатления в продуктивной деятельности: конструировании, рисовании, лепке и аппликации.
Физическое развитие: обеспечить двигательную активность дошкольников посредством подвижных игр по теме проекта.
4. Прогнозируемые результаты проекта
Для детей :
-имеют представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.
-у детей развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим – птицам, дети захотят и в дальнейшем оказывать помощь, зимующим птицам.
-воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Для педагогов:
-разработаны методические, дидактические и информационные материалы: конспекты НОД, сценарии, сюжетно-ролевые игры, консультации для родителей, презентации и др.
-пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта.
-проведены образовательные и досуговые мероприятия.
Для родителей:
-Повысилась педагогическая культура родителей, появилось понимание необходимости в нравственном воспитании, социальном развитии детей
-Развито желание участвовать в совместных социально-познавательных проектах и мероприятиях.
-Приобретён опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
5. Cтратегия и механизмы достижения поставленной цели и задач
5.1. Разработка этапов проекта
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для реализации проекта, подбор информационных и литературных источников, пополнение РППС.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме проекта.
2. Подобрать информационные и литературные источники.
3. Пополнить РППС группы разнообразными материалами, оборудованием и атрибутами для ознакомления детей с данной юридической профессией.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по работе над проектом
II этап. Практический
Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих ознакомление старших дошкольников с зимующими птицами
Задачи:
1. Разработать и провести мероприятия, обеспечивающие у детей :
- формирование представлений о зимующих птицах;
- активизацию словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;
- развитие нравственности, инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий в процессе различных мероприятий проекта;
- развитие интереса и желания участвовать в мероприятиях социального характера.
- привлечь родителей к изготовлению пособий, альбомов по теме, к изготовлению кормушек.
III этап. Обобщающий
Цель: Организация и проведения итоговых мероприятий по теме проекта, анализ результатов проекта.
Задачи:
1. Оформить фотовыставки по итогам мероприятий.
2. Обобщить результаты проекта, представить продукты проекта.
5.2Механизм оценки эффективности проекта
1. Анализ реализации этапов проекта.
2. Анализ продуктов проекта.
3. Мониторинг освоения представлений детей о зимующих птицах.
5.3Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Недостаток игрового оборудования, пособий и информационных материалов для обогащения и разнообразия РППС по ознакомлению дошкольников с зимующими птицами родного края
2. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс обучения своих детей.
Пути преодоления рисков:
1. Разработка методического обеспечения проекта.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
4. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия педагога группы и семьи.
5.4Основные формы взаимодействия педагога с детьми
Взаимодействие с детьми в проекте предполагается осуществлять в различных видах детской деятельности:
Двигательная - сюжетные физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры
Игровая - дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игровые драматизации и игровые ситуации.
Продуктивная - изготовление продуктов детского творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Коммуникативная - Ситуативные разговоры, чтение сказок, чтение стихотворений и рассказов о птицах родного края, обсуждение проблемных ситуаций, беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах и альбомах, составление рассказов.
6. Рабочий план реализации проекта
I этап. Организационный
1-й день - Изучение методической литературы по теме проекта
-Составление плана работы с детьми.
2-й день - Проведение мониторинга с целью выявления уровня знаний детей о зимующих птицам родного края
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе:
- создать познавательный Центр «Птицы родного края»;
- внести атрибуты для различных образовательных и досуговых мероприятий по теме проекта;
- внести дидактический материал и пособия по теме проекта.
3-й день - Разработка методических и дидактических материалов:
- картотека «Дидактические игры по ознакомлению с птицами родного края»;
- картотека изображений и иллюстраций по теме;
- картотека сказок и литературных произведений по теме
4-й день - Обогащение фонда цифровых материалов по теме проекта.
Разработка плана совместных мероприятий с родителями.
Разработка конспектов и сценариев образовательных и досуговых мероприятий для детей.
II этап. Практический
5-й день Беседа: «Зимующие птицы, чем питаются?»
Задачи: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Чтение В. Бианки «Синичкин календарь»
Задачи: расширять кругозор детей, прививать интерес к жизни животных и птиц в разное время года.
Рассматривание фотографий «Зимующие птицы»
Задачи: расширять знания детей о зимующих птицах; продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.
П/И «Воробушки и кот» на улице
Цель: овладение подвижными играми с правилами и приобретение опыта двигательной активности.
6-й день Аудиозапись «Голоса птиц»
Цель: формировать навык, различать на слух голоса птиц.
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Задачи: расширять кругозор детей, обратить внимание на трудное существование птиц зимой; показать необходимость помощи птицам зимой.
Наблюдение «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Задачи: закрепление и систематизация знаний о птицах; соотносить названия птиц с названием их птенцов; закреплять умение считать до 5.
Д/И «Один-много»
Задачи: упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе; развивать мышление, речь, внимание.
7-й день Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: уточнять и расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах, об особенностях их жизни в зимний период; закрепить знания о том, чем и как питаются птицы зимой, о причинах отлёта птиц (замерзание водоёмов, исчезновение корма, и т. д.); о том, как можно спасти птиц от гибели; воспитывать бережное отношение к птицам.
Раскраски: «Птицы»
Цель: развитие мелкой моторики; закрепление знаний цвета;воспитание усидчивости, аккуратности, самостоятельности; закрепление представлений о птицах.
П/И «Перелетные птицы» на улице
Цель: овладение подвижными играми с правилами и приобретение опыта двигательной активности.
8-й день Просмотр учебного фильма «Зимующие птицы»
Задачи: расширять и закреплять знания детей о зимующих птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим, учить проявлять любовь и заботу к ним.
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»
Задачи: развитие мышление и речь; учить, внимательно, слушать, отвечать на вопросы по тексту; прививать любовь к чтению.
Д/И «Опиши птицу, мы угадаем"
Задачи: развивать речь; учить выделять отличительные признаки птиц
(размер, оперенье и т. д.).
Разрезные картинки «Зимующие птицы»
Задачи: учить детей визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.
9-й день Изобразительная деятельность «Птицы у кормушки» (коллективная лепка)
Цель: воспитывать у детей стремление работать сообща, выполнять совместную работу, каждому внося свою частичку в общее дело, организованность, усидчивость и желание творить, развивать художественно- творческие способности.
Беседа: «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
Цель: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развитие коммуникативных способностей.
Отгадывание загадок
Цель: учить отгадывать описательные загадки; активизировать словарный запас; развивать логическое мышление; закрепление знаний детей по пройденной теме.
П/И Птички в гнёздышках» на улице
Цель: овладение подвижными играми с правилами и приобретение опыта двигательной активности.
10-й день Заучивание стихотворения Владимир Шторм «Снегирь»
Цель: развитие памяти дошкольников; обогащение словаря.
Игра-инсценировка «Узнай птицу»
Цель: развитие речи детей через драматизацию игр, умение соотносить движения с речью.
Д/И «Назови одним словом»
Цель: учить детей классифицировать предметы и называть их одним словом; обогащать словарный запас.
11-й день Чтение Татьяна Домарёнок «Городские птицы зимой»
Задачи: расширять кругозор детей, прививать интерес к жизни животных и птиц в разное время года.
Изобразительная деятельность: рисование «Синички»
Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Речевое упражнение «Скажи ласково»
Цель: развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.
12-й день Чтение рассказа Сладков «Синичкина кладовая»
Задачи: расширять кругозор детей, прививать интерес к жизни животных и птиц в разное время года.
Речевая игра «Скажи наоборот»
Цель: учить употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).
Обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах
Задачи: помочь понять смысл пословицы, поговорок; продолжать учить детей участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы воспитателя.
Н/и «Домино» (птицы)
Задачи: развивать сосредоточенность, логическое мышление, развивать наблюдательность и внимание, расширять представления детей о птицах; учить детей умению играть в коллективе.
III этап. Обобщающий
13-й день Ознакомление родителей с результатами проведё нной недели: «Зимующие птицы» (фотовыставка)
Участие в акции «Кормушка»
7. Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта
1. Дидактические пособия: фото, аудио, видео материалы.
2. Мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
3. Материалы для изготовления атрибутов и элементы костюмов к тематическим мероприятиям, образовательным мероприятиям, сюжетно-ролевым играм, дидактическим играм и др.
4. Материалы и оборудование для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и конструирования.
5. Картотеки различных игр.
6. Методическая литература, Интернет-ресурсы.
8. Литература
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». 2001г.
3. Соломенникова О. А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. ПРИЛОЖЕНИЯ
НОД «Зимующие птицы»
(средняя группа)
Программное содержание: дать детям представление о видах питания зимующих птиц; закреплять понятие «зимующие птицы»; развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; обогащать словарный запас путем введения слов: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; модели с видами питания «зимующих птиц»; конверт; пшено, кусочек сала, ягоды рябины, семечки подсолнуха.
Раздаточный материал: половина листа бумаги с моделями видов питания; изображения птиц – воробья, вороны, снегиря, синицы, разрезанные на части
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, магнитная доска, шапочка с изображением сороки.
Ход занятия.
Дети входят в группу в группу, в это время влетает сорока.
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, сорока!
Воспитатель: Что случилось, сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат голоса птиц.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто же нас встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! А загадки отгадывать любите? Отгадайте, что это за птица.
Кто-то скачет вдоль дорожки,
Семечки клюет и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!» -
Крикнул другу (воробей).
Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Карр!»?
Покроши кусок батона –
Прилетит поесть (ворона).
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошком посмотри –
Там на ветках … (снегири)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее … (синичка)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их к доске.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, а какая зима? (Суровая, вьюжная, морозная) Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? (Дети отвечают)
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью. Взрослые делают для птиц кормушки и насыпают в них корм. Хотите, я расскажу вам какая птица чем питается?
Воробьи питаются крошками, зернышками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на доске).
Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим (модель).
Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины, их обозначим (модель).
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим (модель).
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Сорока, давай играть вместе с нами!
Малоподвижная игра «Прилетели птицы»
Воспитатель называет только птиц, но если ошибается, то можно топать или хлопать в ладоши.
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают.
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: Мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, куницы.
Дети топают.
Воспитатель: Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Сорока приносит конверт.
Сорока: Кто же это, не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы с ребятами сейчас разберемся кому принадлежит голова, кому туловище, кому хвост. Если сложить части птицы, то получится целая птица. Ребята, давайте соберем птичек.
Дети складывают части птиц.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц. Как у вас ловко получается.
Воспитатель: Давайте посадим птиц на кормушки.
Дети прикрепляют лист бумаги с моделями видов питания к птицам.
Воспитатель: Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята, за угощение. Теперь всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось путешествие в зимний лес? Что вам показалсь самым интересным? Каких птиц вы повстречали в лесу? Как можно назвать их одним словом? Мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покормим птиц.
Речевая игра «Скажи наоборот»
В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).
Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.
Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы» :
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — ?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — ?
Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на?