Папки-передвижки

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми»

Раиса Маркс
Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Социально – психологический мини-тренинг

для педагогов на освоение игрового стиля общения.

«Стиль общения педагога с детьми».

Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерыв -

ного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения

во многом зависит эффективность воспитательно- образовательной работы

Публикация «Социально-психологический мини-тренинг для педагогов „Стиль общения педагогов с детьми“» размещена в разделах

в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет

на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружаю-

щими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и созда-

ние научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога

с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздей -

ствия общение выполняет три функции.

Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана созда -

вать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической рас -

крепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не

боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся вы -

явить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как

знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспи -

тателю планировать дальнейшую с ним работу.

Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении -

проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с деть-

ми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справить-

ся с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к

культуре человечества».

Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении-

понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных

новообразований.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми

была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом

К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в

основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделя-

ют три стиля профессионального общения :

демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за -

дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие мето -

ды руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участву-

ет в принятии решений;

либеральный – отсутствует единая линия и должная

требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает обще-

ние как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнооб-

разных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).

Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться

самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение

задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию

личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя

как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приё-

мы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессио-

нальной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция – дистанционная – определение духовного рассто -

яния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основ-

ных признака: «далеко», «близко», «рядом».

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотно -

шениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший

дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вмес-

те с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию

у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполага -

ет уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво-

им подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь пе-

дагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность

субъектов друг к другу «по вертикали» : «на», «под», «наравне». Для положе-

ния «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он

мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой

детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой

педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому

капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и

в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих

сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять

позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и

опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение)

предполагает положение человека по отношению к другому в совместном

движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он

ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается

характеристикой «сзади». «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности

выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –

«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними

препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой

выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»,

эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть

«впереди».

На современном этапе возрастают требования к педагогу и его

«коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.

Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских

собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто

наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно

развивать коммуникативные способности.

Социально – психологический мини-тренинг

для педагогов на освоение игрового стиля общения.

«Стиль общения педагога с детьми».

Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерыв -

ного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения

во многом зависит эффективность воспитательно- образовательной работы

в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет

на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружаю-

щими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и созда-

ние научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога

с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздей -

ствия общение выполняет три функции.

Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана созда -

вать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической рас -

крепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не

боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся вы -

явить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как

знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспи -

тателю планировать дальнейшую с ним работу.

Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении -

проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с деть-

ми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справить-

ся с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к

культуре человечества».

Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении-

понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных

новообразований.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми

была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом

К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в

основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделя-

ют три стиля профессионального общения :

демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за -

дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие мето -

ды руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участву-

ет в принятии решений;

либеральный – отсутствует единая линия и должная

требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает обще-

ние как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнооб-

разных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).

Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться

самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение

задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию

личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя

как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приё-

мы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессио-

нальной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция – дистанционная – определение духовного рассто -

яния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основ-

ных признака: «далеко», «близко», «рядом».

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотно -

шениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший

дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вмес-

те с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию

у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполага -

ет уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво-

им подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь пе-

дагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность

субъектов друг к другу «по вертикали» : «на», «под», «наравне». Для положе-

ния «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он

мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой

детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой

педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому

капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и

в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих

сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять

позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и

опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение)

предполагает положение человека по отношению к другому в совместном

движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он

ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается

характеристикой «сзади». «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности

выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –

«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними

препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой

выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»,

эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть

«впереди».

На современном этапе возрастают требования к педагогу и его

«коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.

Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских

собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто

наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно

развивать коммуникативные способности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) - это неравномерное развитие психики с.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми» Работа педагога неразрывно связана с педагогическими и психологическими ситуациями. Истоки любой педагогической ситуации и результаты ее.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Семинар для педагогов «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми» «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми». План: 1. Приветствие. Деление на подгруппы. 2. Оценка заинтересованности педагогов.

Психологический тренинг для педагогов Дата проведения: ___ Продолжительность проведения: 40-50 мин. Материал: листы бумаги, простые карандаши Ход.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия - это способ.

Тренинг для педагогов «Методы эффективного взаимодействия с детьми» Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной.

Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Одной из актуальных проблем в современной дошкольной.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 17:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 613988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД