МААМ-картинки

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»

надя Зубенко
Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»

Введение

Первостепенное значение в современном мире приобрели проблемы экологической среды. Поэтому задача экологического воспитания всего населения нашей планеты стало особо важной, острой и актуальной.

Организация развивающей среды экологического направления является одним из важнейших условий решения задач экологического образования. Мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Публикация «Социально значимый экологический проект „Подари дереву жизнь“» размещена в разделах

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для познавательного и экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирования экологически грамотного поведения.

Паспорт проекта

1. Название проекта «Подари дереву жизнь»

2. Тип проекта : экологический, долгосрочный.

3. Время реализации: 01.09.2018 – 30.05.2019 год.

4. Руководитель проекта : Ревина Марина Ивановна, Зубенко Надежда Александровна.

5. Состав проектной группы : воспитатели Ревина М. И., Зубенко Н. А.

воспитанники разновозрастной ранней группы «Теремок», родители.

6. Возраст детей: 2- 4 лет.

7. Цель проекта :

Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев и других растений для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

8. Задачи проекта :

Обучающие:

-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;

-дать первоначальные сведения о карте местности

Развивающие:

-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;

-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Продукт проекта

Фактические посадки воспитателями и детьми с помощью родителей деревьев на территории участка детского сада. К работе привлекались и родители.

Актуальность проекта

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы, взрослые, так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Но особенно важно научить этому малышей.

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.

Я вместе со своей коллегой начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Когда-то давно, лет тридцать назад, на территории нашего детского сада росло большое количество тополей. Но с годами деревья состарились и их спилили. Напоминанием лишь остались пни, которые облагородили воспитатели, превратив их в персонажи из сказок и мультфильмов. Но на сегодняшний день и от них ничего не осталось. Время их тоже не пожалело. На данный момент деревьев на территории растет не достаточное количество, но они есть- это туи, тополь, клены. Причем туи растут как огромные великаны, так и средних размеров, но есть и совсем маленькие. Очень удобно для детей рассматривать и наблюдать этапы роста дерева.

На протяжении долгого времени у малышей ранней разновозрастной группы не было теневого навеса. Приходилось прятаться под тенью огромной туи, которая растет на участке и практически является одним единственным деревом, которое здесь растет. Но недавно нам сообщили, что скоро построят для нас теневой навес. Наконец появится место, где дети смогут играть в любую погоду. В связи с этим, возникает другая проблема: участок никак не защищен от солнца. А у нас на Кубани лето очень жаркое и знойное. Вот и родилась идея посадить вокруг нашего будущего участка деревца, чтобы они дарили нам тень от палящего солнца. Данный проект как нельзя лучше подойдет для осуществления желания облагородить участок нашей группы.

Наш проект раскрывает ценность деревьев не только, как элемента ландшафтного дизайна, но и как экологического значения деревьев для жизнедеятельности людей, в нашем случае, для детей. Продуктом проекта являются посаженые воспитателем при участии детей саженцы деревьев, кустарников, цветов, которые малыши могут ежедневно наблюдать. Также помощь в посадке деревьев оказали родители малышей.

Краткое описание проекта

Любование природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребенком.

В течение реализации проекта «Подари дереву жизнь» дети, разновозрастной ранней группы «Теремок» совместно с воспитателями в условиях образовательного процесса укрепляли и расширяли связь с природой, посредством наблюдений, обсуждений, исследовательской деятельности, трудовых поручений, различных игр.

Проблема проекта

Приобрести детьми опыт экологической деятельности.

Приобрести детьми опыт исследовательской деятельности.

Познакомить детей с посадкой и ходом роста различных растений.

Сформировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.

Развить познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию.

Ожидаемый результат

По окончании реализации проекта «Подари дереву жизнь» мы планируем достичь следующих результатов:

Ребята совместно с воспитателями пополнят посадками деревьев территорию детского сада и своей площадки.

Ребята разновозрастной ранней группы «Теремок» примут участие в исследовательской деятельности на экологические темы.

По окончанию работы дети самостоятельно смогут с небольшой помощью воспитателя назвать приметы зимы, весны, осени и лета. Дети станут лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней.

В результате проекта у детей сформируются представления и пополнятся знания об изменениях в природе.

В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками природной тематики у детей расширится и активизируется речевой запас.

Увеличится социальная и педагогическая компетенции родителей.

Перспектива

Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.

Механизм реализации проекта

1 этап подготовительный

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2 этап Реализация проекта

1. Исследовательская деятельность:

«Наблюдения за веточками сирени, помещенными в вазу с водой» ;

«Наблюдения за веточками вишни, помещенными в вазу с водой»;

«Посадка лука».

2. Фактические посадки воспитателя с помощью родителей и детей деревьев на территории участка детского сада и своей площадки.

Посадка клена, липы, дуба.

3 этап Продукт проекта

1. Фактические посадки воспитателя с помощью родителей и детей деревьев на территории участка детского сада и своей площадки.

2. Презентация проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

• Уголок экологии и экспериментирования в группе.

• Картотека дидактических игр, конспекты занятий.

• Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

• Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Содержание и этапы реализации проекта

Ознакомление с окружающим миром (НОД) :

«Куда листочки спрятались»

Цель: формировать понятие «дерево» дерева есть ствол, веточки, листочки); развивать зрительно- моторную координацию; воспитывать любознательность и дружеские взаимоотношения.

«Почему снег тает?»

Цель: формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька); развивать тактильное восприятие; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

«Что весна нам принесла?»

Цель: совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега; развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе.

«Выходи, дружок, на зеленый лужок».

Цель: дать представление об одуванчике и ромашке, учить находить такой же цветок, как у воспитателя на картинке; развивать зрительное восприятие и связывать изображение со словом; воспитывать любовь к природе.

Ознакомление с природой (НОД) :

«Листопад, листопад, листья желтые летят…»

Цель: дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и по сезону одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.

«У кормушки»

Цель: дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

«В январе, в январе, много снега во дворе…»

Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

«Подкормим птиц зимой».

Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Расширить представления о зимующих птицах.

«Уход за комнатным растением».

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

«Прогулка по весеннему лесу».

Цель: знакомить детей с характерными особенностями весенней природы. Расширить представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.

«Там и тут, там и тут одуванчики цветут…»

Цель: формировать у детей представление об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

«Экологическая тропа»

Цель: расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.

Речевое развитие

Экологические сказки :

Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Задачи:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Скворец и осень»

«Обманутый попугай»

«Дед Мороз, который любил синичек»

«Почему пни с опенками дружбу водят»

«Как скворец себе дом выбирал»

«Лопушок»

«Как ворона зиму проворонила»

«История одной Капли»

«Перепелочка»

«Что такое лес?»

Разучивание стихов

Задачи:

-Вызвать интерес при заучивании стихотворений

-Помощь при понятии ребенка содержания в целом и отдельных трудных мест и слов

-Обеспечение запоминания

-Учение выразительно читать перед слушателями

-Воспитание любви к поэзии

1. К. Бальмонт «Осень».

2. А. Блок «Зайчик».

3. А. Плещеев «Весна» (в сокр.)

4. А. Плещеев «Осень наступила».

5. А. Майков «Ласточка примчалась…»

Познавательно- исследовательская деятельность

«Наблюдения за веточками деревьев (сирени, вишни, помещенных в вазу с водой»,

«Посадка лука».

Трудовые поручения

Полив комнатных растений

Вытирание пыли с комнатных растений

Помощь в посадке деревьев :

посадка дуба,

посадка клена,

посадка липы.

Формы и методы работы с детьми и родителями

Экологические занятия.

Наблюдения.

Познавательное чтение.

Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

Субботник на территории д/с.

Подвижные, дидактические, хороводные игры.

Познавательно-исследовательская деятельность

Экологические коллективные работы :

«Наблюдения за веточками сирени, помещенными в вазу с водой»

Цель: Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточки сирени. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло). Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.

Предварительная работа:

Рассматривание почек на деревьях, растущих на участке детского сада

Чтение стихов, разгадывание загадок;

Беседы с детьми на тему: «Зачем нужна вода?»

«Наблюдения за веточками вишни, помещенными в вазу с водой»

Цель: Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточки вишни. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло). Сформировать представления детей о том, что сначала появляются цветочки, а потом листочки. Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.

Предварительная работа:

Рассматривание дерева вишни, растущей на участке детского сада.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Опытно-экспериментальная деятельность «Посадка лука»

Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, способе его выращивания.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о луке и его свойствах, рассматривание луковицы, дидактические игры по ознакомлению с овощами.

Материал: луковицы, контейнер с землёй, лейка, детские грабельки и лопатка.

«Как мы сажали деревья»

Мы живём в очень красивой станице Брюховецкой. Вокруг нас растут разные деревья, растения. Но дети, как правило, не задумываются о пользе, которую приносят деревья. А деревья дают нам чистый воздух, которым мы дышим и без которого невозможна жизнь человека и всего живого на Земле. Деревья дают нам красоту, которая тоже нужна людям.

Мы решили с детьми вырастить на нашей площадке клен и дуб, понаблюдать за их ростом, научиться бережному отношению к природе. Клен мы посадили сами, а вот дуб нам помог посадить папа одного из воспитанников.

Цель: озеленить и благоустроить участок детского сада. Воспитывать бережное отношение к деревьям, к родной природе. Указать на значение лесов. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Вызвать желание у детей помочь воспитателю сажать и ухаживать за деревьями. Побудить родителей к оказанию помощи при посадке деревьев.

Задачи: формировать у детей представления о жизни деревьев, поведении человека в природе. Развивать познавательный интерес.

Чувство радости, восторга и удивления переполняло детские сердца! Мы с детьми будем наблюдать за нашими деревцами, поливать, рыхлить землю, ухаживать за ними.

Мы очень надеемся, что дети продолжат эту традицию по выращиванию, сохранению деревьев и бережному отношению ко всему живому! Чем больше нас будет окружать зелени в нашем саду, тем чище воздух которым мы дышим.

Достигнутые результаты: Участие детей и родителей в посадке деревьев максимально обогатило знания и представления о деревьях, их пользе. Практическая исследовательская деятельность очень увлекла детей. Это важный стимул ребенка к приобретению знаний. У детей сформировалось осознанное отношение к природе, к деревьям, пришло понимание бережного и заботливого отношения к природе. Родители тоже попробовали себя в роли воспитателя. Наш папа объяснял малышам, что он делает и для чего. У него хорошо получилось, ребята смотрели и слушали его очень внимательно.

Итоги проекта :

По окончании реализации проекта «Подари дереву жизнь» мы достигли следующих результатов:

* у детей пополнились знания о ходе роста растений;

* дети разновозрастной ранней группы слушали рассказы на тему «природа нашего края»;

* дети с помощью воспитателя могут назвать приметы зимы, весны, осени и лета.

*дети стали лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней.

В результате проекта у детей пополнились знания и представления об изменениях в природе, о многообразии даров природы.

В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней, зимней, весенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.

Увеличилась социальная и педагогическая компетенции родителей.

Заключение

К сожалению не все родители уделяют детям должного внимания в изучении природы, прогулках и совместного времяпрепровождения в целом. Это связанно с их рабочей занятостью.

Воспитатели являются первыми людьми, уделяющими особое внимание природе и ее признакам, прогулкам, посадкам растений, рассматриванию и обсуждению природных явлений. Так же воспитатели закрепляют полученные знания с помощью заучивания стихов, прослушивания и обсуждения рассказов о природе нашего края, исследовательских и экспериментальных опытов и посильного труда.

Предложенный проект является попыткой сплотить детей, родителей и воспитателей, научить детей бережно относиться к природе.

По окончании проекта мы убедились в том, что проект дает положительные результаты.

С удовольствием хотели бы предложить распространение данного опыта

для потенциальных пользователей:

- воспитателей ДОУ;

- родителей

Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.

Список используемой литературы:

Ю. Слюсар «Сто слов о природе», Книжный Дом «Азбукварик Групп» 2010г.

А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Алямова «Здравствуй, мир!» Издательство «Баласс»

Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство «Учитель» Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» Издательство «Мозаика-Синтез»

Е. А. Каменская «Мозаика из семян и крупы» Издательство РИПОЛ-классик Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».

Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Сигимова М. Н. «Познание мира растений».

Скегина Н. Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002

«Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967. Изд. Дом «Карапуз», 2001.

Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду»

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

Публикации по теме:

«Вторая жизнь коробки». Экологический проект«Вторая жизнь коробки». Экологический проект Экологический проект старшей группы детского сада «Солнышко» МБДОУ д. с. «Степашка» п. Алтай, Калманского района, Алтайского края Воспитатель:.

Консультация «Подари ребёнку книгу, подари ребёнку жизнь» во второй младшей группе Подари ребёнку книгу, подари ребёнку жизнь. Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на.

Краткосрочный социально значимый проект по математике «Веселая математика»Краткосрочный социально значимый проект по математике «Веселая математика» Отчет о проведенном познавательно-творческом проекте «Веселая математика» Актуальность темы: Известно что с самого рождения ребенок является.

Социально значимый проект «Моя семья»Социально значимый проект «Моя семья» Паспорт проекта 1. Название проекта «Моя семья» 2. Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный. 3. Время реализации:.

Социально значимый образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Жить — Родине служить» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 23.01.2019-09.05.2019 Участники проекта: дети старшей №1, старшей.

Социально — значимый проект по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас» Краткая аннотация к проекту. Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и,.

Социально-значимый проект «Семейное чтение» Социально-значимый проект «Семейное чтение» Актуальность проекта В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой.

Социально значимый проект «Вторая жизнь пластмассовой крышки» Социально – значимый проект «Вторая жизнь пластмассовой крышки» Участники проекта: Колк Кристина, Тимофеева Виктория, Уткина Яна (6 класс,.

Социально-значимый проект «Экология детской души» муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 г. Пугачева Саратовской области» СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ.

Социально-значимый проект «Засветись»Социально-значимый проект «Засветись» Наши с вами дети – самые маленькие участники дорожного движения, но не смотря на это, они должны многое знать и понимать об опасности на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»
Опубликовано: 19 июня 2019 в 21:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД