МААМ-картинки

Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста (1 фото)

Надежда Ильина
Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста

Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста

b]Социальные акции как средство ранней социализации

детей дошкольного возраста[/b]

Ильина Надежда Васильевна, воспитатель

Разумова Ирина Ильинична, воспитатель

Макарова Наталья Николаевна, старший воспитатель

Аннотация

Публикация «Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В данной методической разработке представлен опыт работы педагогов МКДОУ №3 г. Любани по использованию социальных акций в развитии детей дошкольного возраста.

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Современный ребенок растет и развивается в эпоху постиндустриального, информационного общества. Совершенствуется техника, поражают воображение цифровые технологии. Однако при этом социально-нравственная сущность человечества остается прежней. По известному выражению «выросли только машины, а человечество как было, так и осталось ребенком-драчуном». В масштабе человеческой цивилизации примером тому рост агрессивных проявлений, беспорядки, насилие, войны.

В микросоциумах социальная незрелость человека проявляется в нетерпимости к инакомыслию, своеобразном детском эгоцентризме, неспособности критически мыслить, аналитически воспринимать действительность, конструктивно решать практические проблемы и творческие задачи, эффективно взаимодействовать.

Такое положение вещей вызывает обоснованное беспокойство в обществе, в педагогической среде. Именно поэтому сегодня образование, в том числе дошкольное, ищет пути выхода из этого кризиса, что в первую очередь выражаются в поиске, апробации и внедрении новых технологий ранней социализации личности.

Непрерывно изменяющийся социум требует от современного человека целого ряда личностных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать в различных системах и сообществах. Это такие качества личности, как активность, инициативность, умение и желание учиться, ответственность, креативность, готовность к инновациям и сотрудничеству.

В последнее время не часто слышишь о важности «воспитания человека» Бытует мнение о том, что быть успешным – значит быть предприимчивым, материально обеспеченным. Однако этого далеко не достаточно. Сама жизнь подтверждает, что для успешной социальной, психологической адаптации человека в обществе необходимо обладать комплексом социально значимых морально-нравственных качеств и представлений. Очевидно, что человечество не сможет выжить без приоритета таких нравственных ценностей, как милосердие, доброта, нежность, верность, бескорыстие, щедрость, справедливость. Все эти качества закладываются в период раннего и дошкольного детства.

Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, необходимо понимать, что для обеспечения успешной социальной и психологической адаптации ребенка в социуме необходимо полностью изменить подходы к образовательному процессу, где главной задачей педагога становится предоставление каждому ребенку возможностей для развития социально значимых личностных качеств и умений.

1.2. Концептуальные подходы

Процесс социализации согласно современным тенденциям пронизывает все виды детской деятельности, и прежде всего, общение, познавательно-исследовательскую, творческую, трудовую деятельность. Но какие формы организации деятельности в детском саду созвучны потребностям современных детей, живущих в эпоху скоростей и практически шаговой доступности к любой информации?

Вопреки распространенному в последние годы мнению заметим, что современным детям нравится не только смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. Наши наблюдения показывают, что дошкольникам интересно знакомиться с новыми людьми, они охотно задают им вопросы и выслушивают их мнение, а затем делятся впечатлениями друг с другом. Дети дошкольного возраста стремятся к успешной деятельности, поэтому для них важно продемонстрировать свои достижения и получить признание в микросоциуме. Для ребенка необходимо быть услышанным, и старшие дошкольники стремятся выразить в той или иной форме свои взгляды, предпочтения, убеждения. Все это – насущные потребности ребенка, которые могут быть удовлетворены в процессе реализации актуальных видов и форм организации деятельности детей дошкольного возраста.

Одной из форм организации деятельности, способствующей развитию социально значимых качеств личности, является участие детей в городских социальных акциях, в проведение которых вовлекаются работники детского сада, семьи воспитанников и население города. Такое расширение образовательного пространства благотворно отражается на развитии у детей морально-нравственных представлений, коммуникативных умений, культуры поведения и общения.

Одна из основных задач любой социальной акции – распространение информации, привлечение внимания к той или проблеме. Поэтому целесообразно обратиться к мнению Дзялошинского И. М., специалиста по медиакоммуникациям, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, который определяет социальную акцию как серию взаимосвязанных и запланированных действий, нацеленных на достижение конкретных результатов в решении социально значимой проблемы. Это определение вполне применимо к социальным акциям, организуемым дошкольной образовательной организацией. Но в процессе целеполагания на первое место выступает педагогическая цель – ранней социализации дошкольников. Результат в решении социально значимых проблем также важен, но имеет в данном контексте второстепенное значение. Ведь для ребенка главное – понять, что от его активности зависит благополучие других людей, родного города, страны.

[b]2. Основная часть[/b]

2.3. Технология реализации социальных акций

При подготовке социальной акции в первую очередь следует определить, на решение каких социально-педагогических задач она направлена. Необходимо разработать проект, структура которого включает: цель и задачи акции, определяет ее участников и целевую аудиторию, место и форму проведения, сценарный план.

Так, например, цель проведения акции «Спасите детские жизни» - повышение уровня безопасности детей на дорогах. В ходе проведения акции решались задачи:

привлечения внимания жителей города к проблеме;

воспитания у детей осознанного отношения к культуре поведения на дорогах;

развитие коммуникативных умений и культуры поведения;

развития физических качеств и двигательных умений.

В роли целевой аудитории выступили работники учреждений и организаций города, жители Любани.

Участники: дети групп среднего и старшего дошкольного возраста, работники детского сада, родители воспитанников.

Место проведения: центральная улица, площадь у городского дома культура.

Форма проведения: велопробег, интервью, вручение памяток пешеходам и водителям, танцевальный флешмоб.

Социальная акция представляет собой одно или несколько мероприятий, логически связанных и объединенных конечной целью. Городская социальная акция, как правило, включает мероприятие в детском саду, затем выход на улицы города (в учреждение, организацию) и завершающее кульминационное мероприятие на центральной площади. По окончании акции дети и педагоги обсуждают ее результаты, вносят коррективы и дополнения, планируют следующие акции, отражают полученные впечатления в творческой деятельности.

Подготовка социальной акции требует выполнения ряда мероприятий по согласованию действий. Все мероприятия должны проходить на законных основаниях и оформляться документально. Необходимо сообщить о проведении акции заинтересованным должностным лицам, издать нормативные документы, регламентирующие функции и ответственность организаторов акции, оформить соглашения на проведения акции с родителями воспитанников, провести инструктажи и оформить документальное подтверждение об их проведении.

В подготовке акции мы выделяем 3 этапа: организационный, практический, презентационно-аналитический. Все взрослые участники акции в то же время являются ее организаторами, которые действуют в соответствии со своими должностными обязанностями и нормативными документами.

Содержание деятельности организаторов социальной акции

на каждом из этапов ее реализации

Таблица 1

Организаторы социальной акции Этапы реализации социальной акции

Организационный Практический Презентационно-аналитический

Воспитатели, специалисты, педагог-психолог Мотивирование и психологическая подготовка детей.

Разработка проекта и составление сценарного плана.

Информирование и вовлечение в образовательную деятельность родителей воспитанников.

Изготовление атрибутики, подготовка издание и тиражирование информационных продуктов.

Обеспечение психофизической безопасности детей с начала акции до ее завершения согласно приказу руководителя. Содействие детям и другим работникам в реализации проекта и сценарного плана акции. Организация обсуждения хода и результатов акции с детьми.

Поддержка индивидуальных детских проектов.

Поддержка детского творчества и презентация творческих продуктов.

Оформление фотовыставки и выставки рисунков.

Родители воспитанников Осуществление образовательной деятельности в соответствии с темой и спецификой социальной акции в семье под руководством воспитателей. Помощь воспитателям в обеспечении физической безопасности детей. Содействие детям и работникам в реализации проекта и сценарного плана акции.

Содействие в подведении итогов и представлении результатов мероприятия посредством участия в оформлении семейных газет, коллажей, книжек-самоделок, фотовыставок и т. д.

Старший воспитатель (заместитель заведующего по безопасности) Распределение обязанностей.

Методическая поддержка.

Оформление соглашений с родителями воспитанников, проведение инструктажей с работниками, игровых занятий с детьми по обучению их правилам безопасного поведения за пределами территории детского сада. Контроль обеспечения психофизической безопасности детей. Содействие детям и работникам в реализации проекта и сценарного плана акции. Составление краткой аналитической справки по итогам мероприятия, отчета по обеспечению безопасности участников образовательных отношений.

Оформление материалов о мероприятии в социальных сетях и на официальном сайте учреждения, в СМИ

Заведующий хозяйством Заказ и приобретение атрибутики и информационных продуктов Контроль обеспечения физической безопасности детей. Составление финансового отчета

Руководитель Издание нормативного документа, регламентирующего распределение обязанностей организаторов акции.

Финансовая подготовка, содействие в приобретении атрибутов и информационных продуктов. Контроль обеспечения психофизической безопасности детей. Рассмотрение аналитической справки, финансового отчета, отчета по обеспечению безопасности участников образовательных отношений.

Проведение социальной акции – важное и ответственное дело. Выход детей, педагогов и родителей на улицы города – своеобразная презентация учреждения. И от ее результата зависит отношение населения, как к конкретному детскому саду, так и к дошкольному образованию в целом. Поэтому каждому организатору акции важно понимать меру своей личной и социальной ответственности.

Личная ответственность выражается в качественном выполнении порученного дела. Специфика мероприятия такова, что ошибка, допущенная одним человеком, может поставить под угрозу эффективность и результативность всего мероприятия, для проведения которого необходимы слаженные действия целой команды.

Социальная ответственность проявляется в обеспечении таких условий, чтобы результаты акции не оказали отрицательного воздействия, как на ее участников, так и на целевую аудиторию.

Необходимо также учитывать возрастные, индивидуальные и социокультурные особенности участников акции (детей и родителей) и целевой аудитории. Поэтому перед проведением акции мы говорим с детьми о том, какие люди могут нам встретиться, разыгрываем возможные ситуации взаимодействия, проводим тренинги общения.

Ни одна социальная акция не проводится без яркой атрибутики. Наглядность и зрелищность обеспечивается яркими деталями одежды, плакатным, музыкальным, речевым или хореографическим оформлением, сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).

Участие в социальных акциях создает возможности для творческой самореализации каждого ее участника, проявления своих способностей в разных сферах деятельности. При этом следует избегать духа соперничества. Участники акции должны быть объединены для достижения общей цели, а не конкурировать между собой.

Таким образом, при организации и проведении социальных акций мы учитываем ряд принципов, позволяющих обеспечивать эффективность данных мероприятий.

Принципы организации и проведения городских социальных акций

Так как речь идет об использовании социальных акций в воспитании и развитии детей, очень важно продумать способы мотивации, доступные и понятные ребенку дошкольного возраста. Мы используем с этой целью проблемные вопросы и ситуации, просмотр видеоматериалов, ознакомление с материалами СМИ, знакомство с новыми людьми, наблюдения в реальной жизни, впечатления от художественного творчества.

Так, например, поводом к проведению акции «Берегите детей» стал просмотр детьми старшего дошкольного возраста мультфильма по сказке Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». В течение длительного времени дети в ходе спонтанных разговоров невольно возвращались к этой теме, осознавая, что мир многообразен и также многообразна жизнь детей. Понимая, что внутри этой темы начинают развиваться ранние представления детей об ответственном родительстве, мы предложили детям провести городскую социальную акцию «Берегите детей». Нашей целью было привлечь внимание взрослых к проблемам детства. В ходе акции дети и педагоги беседовали с жителями города, вручали им буклеты и открытки, снимали фото на память, а затем устроили конкурс детского рисунка у городского дома культуры и выпустили в небо шары с заветными детскими желаниями.

2.2. Опыт использования социальных акций в учреждении

На протяжении последних трех лет в нашем учреждении регулярно проводятся социальные акции с участием детей среднего и старшего дошкольного возраста. В период с 2014 по 2017 годы проведено 11 социальных акций, в каждой из которых приняли участие от 50 до 160 воспитанников и их родителей. Инициаторами акций являются педагоги детского сада, различные организации и учреждения муниципального, регионального и всероссийского уровней. Соответственно масштаб акций представлен уровнями от административно-территориального до всероссийского. Так или иначе, все акции связаны с детьми, отражают направленность политики нашего государства на сохранение семьи и детства.

В таблице 2 представлены задачи и основные мероприятия состоявшихся акций.

Таблица 2

Название Социальные задачи Форма проведения

Городская акция «Движение – это жизнь!» Привлечение внимания родителей воспитанников и населения города к проблеме здорового образа жизни Велопробег по центральной улице города, распространение памяток о здоровом образе жизни, конкурсы и аттракционы на площадке городского дома культуры.

Городская акция «Берегите детей» Привлечение внимания жителей города к проблеме неблагополучия ребенка в семье Марш по улицам города с использованием тематической атрибутики, интервью с жителями города, конкурс детского рисунка на асфальте, запуск воздушных шаров

Городская акция «Взрослые, на вас смотрят дети!» Привлечение внимание жителей города к культуре поведения на улицах города Прогулка по улицам города, вручение памяток, интервью.

Всероссийская акция «Спасите детские жизни» Привлечение внимания родителей воспитанников и населения города к проблеме безопасности детей на дорогах Массовый велопробег по центральной улице города, вручение памяток, танцевальный флешмоб на центральной площади.

Городская акция «Подарок ветерану» Проявление внимания и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны Подготовка подарков ветеранам, приглашение их в детский сад, концерт, вручение подарков, беседы, совместное чаепитие

Районная благотворительная акция «Подарим улыбку вместе» Оказание психологической поддержки и материальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Изготовление в семье и в творческих мастерских детского сада поделок для проведения беспроигрышной лотереи, участие в районном благотворительном концерте

Всероссийская акция «Должны смеяться дети» Привлечение внимания к проблеме охраны детства Изготовление коллажей на тему «О чем мечтают дети», танцевально-речевой флешбом, запуск воздушных шаров

Всероссийская акция «Дорога – символ жизни» Привлечение внимания родителей воспитанников и населения города к проблеме безопасности на дорогах Изготовление детьми и родителями ромашки – символа акции, марш по улицам города, аттракционы и игры на центральной площадке детского сада.

Городская акция «Голубь мира» Привлечение внимания к проблеме войны и мира Изготовление детьми и родителями поделок, прогулка по улицам города, вручение «голубей мира», посещение памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Всероссийская семейная акция «Сохрани жизнь#Сбавь скорость» Привлечение внимания родителей воспитанников и населения города к проблеме безопасности на дорогах Изготовление плакатов, выставка творческих работ, танцевальный флешмоб, досуг с участием сотрудника ОГИБДД, осмотр транспорта ДПС

Всероссийская акция «Должны смеяться дети» Привлечение внимания к проблемам ребенка и детства Марш по улицам города, распространение буклетов «Берегите детство!», флешмоб с выстраиванием слова «МИР» и запуском шаров.

3. Заключение

Наш опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста.

Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.

Практическая ориентированность этой формы работы запускает механизм

трансформации знаний в личное отношение к социальной проблеме.

Вовлечение в акции представителей различных возрастных и социальных групп способствует восстановлению психологических связей между поколениями, воспитанию толерантности и эмпатии.

В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.

С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты.

Публикации по теме:

«Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». «Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». Актуальность темы. Дошкольный возраст – время.

«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Мастер – класс «Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель 1-й квалификационной.

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Свой лепбук я сделала из прочного картона, обклеила само клеящейся пленкой, стыки обклеила лентой клейкой алюминиевой. Тема моего лепбука.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников» Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький. Дошкольное детство - короткий, но важный.

Педагогический совет «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как основного вида деятельности детей. Задачи: 1.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего возраста» Актуальность темы самообразования. "Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии,.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности как средство социализации детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 21:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД