Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм

Елена Алтушкина
Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм

Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм

Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Ребенку с малых лет нужно прививать моральные нормы, научить везде и во всем уважать общество и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Характерным для детей дошкольного возраста является развивающая у них социальная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

Сегодня все чаще подрастающий ребенок, вступая в жизнь, начинает с неотчетливым страхом и досадой отмечать, что ему катастрофически не хватает качественных навыков для переложения их на реальную действительность, казалось бы, знакомых игровых ситуаций. Он начинает понимать, что в жизни все далеко не так, как было в предлагавшихся ему играх, чаще компьютерных, а сам он не располагает запасом необходимого опыта для ожидаемых от него поведенческих реакций. В итоге из-за недостаточности опыта и знаний, накапливаемых ребенком в процессе жизнедеятельности, начинает замедляться его реальное взросление.

В житейской практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем, человеческое отношение, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок, умеет общаться с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста сильно проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

В каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Подражая взрослому человеку, ребёнок начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть развиты довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно овладевшими моральным нормам и правилам.

Воспитание начинается с колыбели. Когда мать улыбается, радуется ребёнку - это уже воспитание самой глубокой нравственности, и его дружеское отношение к миру. Затем детский сад, школа. Главная личность в обществе, от которой зависит его будущее - это педагоги, выдающие мудрость - в книге. Объединить нас может только высокая культура.

В процессе формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно образовательное учреждение и семья. Развитие социального опыта предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию стремлений педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения целостности в развитии социального опыта.

Согласно А. В. Мудрику и Н. Ф. Головановой, социальный опыт ребенка - это процесс и результат организованного усвоения общественного опыта.

Организация усвоения социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов) ; организацию взаимодействий, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения) .

Индивидуальный социальный опыт - это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Диапазон путей формирования социального опыта широк,так как соответствует видам человеческой деятельности: учению, труду, общению, досугу, но когда эта деятельность организована в форме игр, упражнений, занятий то его усвоение наиболее продуктивно.

Воспитание компетентности ребенка является важным фактором в становлении его личности.

Публикации по теме:

Поликультурное образовательное пространство России как фактор развития дошкольного образования Дошкольный возраст - это период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей стране, ее истории,.

Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм
Опубликовано: 5 января 2015 в 16:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Фотоотчет о проведении подвижных игр на прогулках с детьми средней группы
Цель: развивать физические качества детей в игровой деятельности. Подвижная игра «Цветные автомобили» Цели и задачи: формировать у детей умение ходить и...
Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями. 2-я ч
Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями второй младшей группы Цель . Способствовать созданию благоприятных условий для...
Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего...
МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: « Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...