Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Январёва Елена Сергеевна
Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Социальный проект

«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

(1,6 – 3лет)

Воспитатель:

Январёва

Елена Сергеевна

п. Андреевский, 2016-2017учебный год

«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.

Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Учитывая выше сказанное, я выбрала тему «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста».

Целью социального проекта я поставила:

Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

- познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

- посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

- создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме.Мною были изучены следующие пособия:

• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;

• Бондаренко. А. К. «Дидактические игры в детском саду»;

• Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада»;

• Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

• Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»;

• Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детейвозникают затруднения:

В систематизации и обобщении предметов и явлений;

В анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу я вела по двум направлениям:

• Создание предметно - развивающей среды в группе;

• Работа с детьми;

1 направление:

За период сентябрь 2016 –январь 2017 года мною были подготовлены игровые пособия:

• Для развития мышления: «Собери снеговика», «Осенние листочки»;

• Для развития внимания: «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички»;

• Для развития восприятия и памяти: «Сложи картинку», «Кто, что ест?»;

• Для развития речи: «Кто в теремочке живет»;

• Для развитиятворческого воображения: «Чудесные превращения»;

2 направление:

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

1. Развитие мышления;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи;

5. Развитие творческого воображения.

Свой социальный проект выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Дидактическое пособие интеллектуальное развитие для воспитанников 1,6 – 3 лет

«СОБЕРИ СНЕГОВИКА»

Цель: Учить строить снеговика в правильной последовательности

(сначала большой круг, затем поменьше и потом совсем маленький).

Задачи: 1. Закрепление формы, размера, цвета предмета.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие логического мышления.

Описание дидактического пособия:

Круги белого цвета разного размера (снеговик, трапеция коричневого цвета (ведро, треугольники оранжевого цвета (нос).

Содержание игры:

Детям предлагается помочь снеговикам:

Снеговики расшалились; баловались, и так получилось, что рассыпались. Нужно им помочь, собрать их. Уточняется,как строится снеговик: на большой круг ставится круг поменьше, затем самый маленький. После этого приставляем руки.Далее ведро на голову и последний штрих: нос-морковка. Получились замечательные снеговики.

Дидактическое пособие интеллектуальное развитие для воспитанников 1,6 – 3 лет

«ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Цель: Учить детей различать цвета (красный, жёлтый, зелёный); соотносить листочки по цвету. Учить подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета.

Задачи: 1. Учить собирать целое из частей;

2. Закрепить знания о цвете;

3. Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику;

4. Развивать мелкую моторику рук;

5. Развивать речь.

Описание дидактического пособия:

Из цветного картона (жёлтого, красного, зелёного, вырезанные кленовые листочки. Каждый листочек разрезанный пополам.

Содержание игры:

Вариант 1. «Собери листочки»

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета.

- «подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребёнком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Вариант 2. «У кого такой листок?»

Воспитатель раздаёт детям по одной половинки от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учётом цвета, каждый ребёнок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный и т. д.).

Вариант 3. «Покажи листочек»

Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определённым цветом.

- «Покажи большой красный листочек».

- «Покажи зелёный листочек».

Дидактическое пособие на развитие внимания для воспитанников

1,6 – 3 лет

«НАКРОЙ НА СТОЛ»

Цель: Закрепить знания цветов и цветовых оттенков.

Задачи: 1. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.

2. Развитие связной речи.

3. Поддержание интереса к игровому занятию.

Описание дидактического пособия:

Поднос из картона с изображением на нём блюдечек разного цвета и чайник в центре. Набор разноцветных чашечек из бумаги.

Содержание игры:

Воспитатель предлагает детям угостить кого-либо из сказочных героев чаем. Каждому ребёнку выдаётся поднос и набор чашечек.

«Стол красивый мы накрыли,

А про чашечки забыли.

Ну, дружочек, помогай,

Чашки к блюдцам подбирай».

Дидактическое пособие на развитие внимания и логического мышления для воспитанников

1,6 – 3 лет

«СМАЙЛИКИ»

Цель: Учить классифицировать предметы и определять их группу.

Задачи: 1. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие мелкой моторики рук.

Описание дидактического пособия:

4 игровых карт с изображением различных предметов, смайлики.

Содержание игры:

Перед детьми кладётся игровая карта. В верхний левый угол стопкой кладутся смайлики. Детям предлагается найти все классифицируемые предметы и положить на них смайлики. После правильного отбора предметов предлагается назвать оставшиеся предметы и определить их группу.

Дидактическое пособие на развитие внимания для воспитанников

1,6 – 3 лет

«НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ РУКАВИЧКИ»

Цель: Учить сравнивать между собой рукавички, находить сходства и различия. Учить словесно, выражать свои мысли.

Задачи: 1. Развивать мыслительные процессы, речь, внимание.

2. Развивать у детей память, наблюдательность, зрительную память.

3. Закреплять знание цветов.

4. Развивать умение выделять несколько признаков (цвет, размер, количество).

Описание дидактического пособия:

Картина с изображениями 6 рукавичек.

Содержание игры:

Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

Дидактическое пособие на развитие восприятия и памяти для воспитанников 1,6 – 3 лет

«СЛОЖИ КАРТИНКИ»

Цель: Учить детей составлять целый предмет, состоящий из 2-3 частей.

Задачи: 1. Формировать у детей представления о целостном образе картины.

2. Развитие внимания, логического мышления.

3. Воспитывать волю, усидчивость, целеустремлённость.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Описание дидактического пособия:

Разрезные картинки 5 штук, разрезанные на 2-3части.

Содержание игры:

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, затем показывает часть одной из картинок и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети называют. Воспитатель показывает вторую картинку и кладёт рядом с первой. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одной части от картинки и предлагает сложить целую картинку. Воспитатель следит за тем, чтобы дети самостоятельно доводили начатое дело до конца.

Дидактическое пособие на развитие восприятия и памяти, логического мышления для воспитанников 1,6 – 3 лет

«КТО, ЧТО ЕСТ?»

Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных (что они едят) развивать мышление, восприятие, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Задачи: 1. Ознакомить, чем питаются некоторые виды животных.

2. Развитие восприятие, логического мышления, память, мелкую моторику рук.

3. Учить устанавливать связь между предметами и их словесным обозначением.

4. Формирование познавательной активности и творческого воображения.

Описание дидактического пособия:

Спичечные коробки с картинками животных, а внутри еда, кто, что ест. 10 коробочек.

Содержание игры:

В игре могут участвовать 2 и более игрока или по количеству животных. Возьмите в руки, например, морковку,и спросите: «Кто любит кушать морковку? Кого мы угостим?»

Если ребёнок затрудняется с ответом, скажите, что морковку любит кушать зайка. Пусть ребёнок сам «угостит» зайку.

«Давайте скорее, зверят угостим,

уж сильно проголодались они!»

При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

Дидактическое пособие на развитие речи для воспитанников 1,6 – 3 лет

«КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЁТ?»

Цели и задачи:

1. Развивать связную монологическую речь.

2. Активизация словаря.

3. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.

Описание дидактического пособия:

Нарисованный дом с вырезами в окне, картинки с изображением диких животных.

Содержание игры:

1 вариант: ведущий берёт изображение двух животных и «прячет» одного из них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, и спрашивает «Кто-кто в теремочке живёт?».Игрок отвечает: «В теремочке живёт заяц, потому что из окна торчат уши и т. д.

2 вариант: Определив животного, «живущего» в теремочке, ребёнок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1). Кто это? 2). Внешний вид зверя. 3). Чем питается?

Дидактическое пособие на развитие творческих способностей для воспитанников 1,6 – 3 лет

«ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Цель: Развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Развитие воображения, творческих способностей.

2. Формирование цветового восприятия.

3. Развитие мелкой моторики, сенсорных эталонов.

Описание дидактического пособия:

Разноцветные геометрические фигуры, картинки животных, разноцветные прищепки.

Содержание игры:

Работа с прищепками очень нравится детям, они фантазируют, придумывают что-то своё необычное, это развивает не только мышечную силу пальцев рук, но и обогащает их воображение, дети начинают играть со своим изобретённым персонажем, героем, с каждым разом придумывают новый образ. Что так привлекает внимание наших малышей? Как раз яркая, впечатляющая игра, которая подразумевает удивительные превращения, казалось бы, из чего? Да из обычных прищепок!

Перспективы на следующий год:

1.Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Презентация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Лепбук (lapbook) -англ. «накопительная папка». Лепбук — накопительная папка, в которой собран материал по одной теме. Функции лэпбука.

Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук» – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Современные требования, предъявляемые.

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то.

Дидактическая игра «Вершки и корешки» для развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Дидактическая игра «Вершки и корешки» (игра для детей 4-5 лет) Дидактическая задача: развивать умение синтезировать предметы. Игровая задача:.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» «Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю!» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной.

Презентация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Обобщение опыта по теме самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей» Видео Министерство образования Республики Мордовия МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида Обобщение педагогического опыта.

Библиотека изображений:
  • Сад и огород
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 января 2019 в 18:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Конспект НОД по коллективной аппликации с элементами рисования в младшей группе на...
НОД по коллективной аппликации с элементами рисования в младшей группе На тему: "ЛУК" Цель: Познакомить детей с луком, закрепить представления о нём....
Дидактическое пособие «Наша любимая ферма»
Дидактическое пособие «Наша любимая ферма» ( для детей в возрасте от 1 до 3 лет) Цель данного пособия : способствовать созданию педагогических условий...
Музыкальное занятие в средней группе на тему «День космонавтики»
Музыкальное занятие в средней группе тема: «День космонавтики» Цель: -познакомить детей с днем космонавтики -обогатить музыкальные впечатления детей;...