Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»

Елена Масалова
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»

Тема проекта:

«Развитие информационного пространства образовательной среды»

Тип проекта:

• практико-ориентированный.

Место реализации проекта:

• МДОУ «Детский сад № 21 «Гнёздышко»

Руководитель проекта:

• Масалова Елена Викторовна, 1970г. р., воспитатель высшей категории

Сроки реализации проекта:

• Сентябрь 2015 – август 2017 гг.

Содержание

• Актуальность проекта

• Цель, задачи и значимость проекта

• Идея проекта

• Ресурсное обеспечение проекта

• Ожидаемые результаты

• Основные направления работы ДОУ

• Возможные риски

• Источники финансирования и смета затрат на реализацию проекта

• Выводы

Актуальность проекта

В век технического прогресса, во времена иновационных идей и проектов, когда каждый день несёт нам изменения в жизни, новые сложные технологии, постоянное совершенствование и усложнение, информатизация сферы образования приобретает приоритетное значение. Это направление развития образовательной системы, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшей национальной задачей. Благодаря изменениям происходящим в образовании, в связи с введением ФГОС, все большее значение приобретает роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно было пределом мечтаний педагогов дошкольников.

Использование и применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах и видах деятельности ДОУ стало частью жизнедеятельности детского сада, необходимой нормой существования.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»

Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу ощущать себя идущим в ногу со временем, чувствовать себя комфортно в новых, непростых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению функционировать и развиваться открыто и доступно для всех участников образовательного процесса и для социума.

Таким образом, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).

Информатизация образования – это сложный и многоплановый процесс, требующий от участников максимальной концентрации профессионализма, внимания, затрагивающий все сферы педагогической деятельности, требующий немалых материальных вливаний, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители, и администрация ДОУ. Информатизация образования - это создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, села, района, края, страны; использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; разработка интегрированных занятий; активная реализация проектной деятельности; максимальное использование Интернет ресурсов в образованой деятельности.

Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать весь имеющийся потенциал - научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический, годами накопленный нашей системой образования, начиная с советских времён и заканчивая современным передовым опытом.

В последние годы, в свете внедрения ФГОС ДО, детские сады стали оснащаться компьютерной техникой, мультимедийными средствами обучения, но чаще всего эти преобразования затрагивают городские детские сады, с уже имеющейся материально-технической базой, на базе которых функционируют педагогические площадки. В большинстве же сельских детских садов наличие компьютеров ограничено, применяются они чаще в управленческом процессе, чем в педагогическом. Не разработаны вопросы создания службы информационного обеспечения в детском саду. Существующие программные продукты (компьютерные игры, презентации для интерактивного обучения дошкольников, электронные книги) не всегда адаптированы для образовательного процесса детского сада, часто требуют переработки и используются фрагментарно.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности. Педагоги совершенствуют своё мастерство проходя интерактивные курсы повышения квалификации, участвуя в онлайн семинарах и вебинарах. Педагоги всегда находятся в курсе новейших педагогических разработок и более широко внедряют их в педагогическую практику; реализуют инновационные идеи воспитательно-образовательного процесса, делятся своим личным опытом работы, своими знаниями; находятся в состоянии диагога с коллегами на сайтах различных педагогических онлайн сообществ, участвуют в интерактивных конкурсах и викторинах.

Информатизация дошкольных учреждений вызвана необходимостью стремительного развития современного общества. Общество нуждается в компетентных, образованных членах с высоким творческим, физическим и инллектуальным потенциалом, что обеспечивается уровнем затрат на научные разработки, на иновационные внедрения всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду центром и связующим звеном развивающей предметно постранственной среды ДОУ, универсальной информационной системой, объединяющей все направления образовательного процесса, способным в корне изменить всю систему образования.

Для того, чтобы более широко и качественно использовать систему теоретических и практических знаний, совмещая их с инновационными технологиями в образовательной деятельности необходимо создать максимально эффективную информационно-образовательную среду, которая даст возможность формировать гармонично развитую, социально активную, творческую личность; способствует созданию условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; будет влиять на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

Анализируя работу педагогов ДОУ, хочется отметить, что использование ИКТ в педагогическом процессе с детьми и родителями находится на уровне ниже среднего. Это объясняется отсутствием необходимого интерактивного оборудования.

Работа нашего педагогического коллектива строится на принципах любви к детям, взаимоуважения, доброжелательности, сотрудничества, динамичности, открытости и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Все педагоги, без исключения, активно внедряют иновационные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, здоровьезберегающие технологии, технологию исследовательской деятельности, игровые технологии и т. д. В настоящее время 100% педагогов владеют персональным компьютером.

Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Стремительное развитие общества побуждает нас искать и применять новые формы работы с семьями воспитанников, совмещая их и комбинируя с традиционным опытом семейного воспитания. Но очень сложно наладить обратную связь с семьей и в полной мере использовать возможности семейного воспитания по нескольким причинам – это занятость, некомпетентность в вопросах педагогики и психологии, устаревший взгляд на воспитание и др.

Возникла необходимость включения родителей в педагогический процесс воспитания детей согласно ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, задачам учреждения. Для активного привлечения родителей,для пропаганды работы детского сада мы применяем различные формы работы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, творческие отчёты, совместные досуги, конкурсы, встречи со специалистами, круглые столы, консультпункт «Семейная гостинная», лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации, общие и групповые родительские собрания в нетрадиционной форме. Систематически выявляются позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.

Всё чаще привлекаем родителей к созданию и реализации совместных проектов. Медленно, но верно мы подводим родителей к пониманию значимости совместной работы, ведения общего диалога, обсуждения и решения возникших проблем. Мы стараемся строить работу с родителями на принципах партнёрства и взаимоуважения, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

Большая роль в повышении эффективности взаимодействия с родителями лежит на использовании информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий.

У детского сада имеется собственный сайт в сети Интернет http://sadik21.ucoz.ru/, который еженедельно пополняется и отражает работу своего детского сада начиная от нормативно-правовых актов заканчивая плановыми и внеплановыми мероприятиями. Это предоставляет родителям возможность своевременного получения информации об интересующих событиях.

Кроме этого сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по интересующим вопросам.

В то же время, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования. В связи с этим, вопрос внедрения новых технологий с использованием ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Внедрение информационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» детского сада. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить результативность, мотивировать детей на поисковую и творческую деятельность, строить воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Цель проекта: развитие информационного пространства образовательной среды ДОУ как условие реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Значимость проекта:

В системе дошкольного образования села актуальным и востребованным является вопрос создания и развития информационной среды, так как современные информационные технологии стали важным фактором существования общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Степень и скорость развития информационных технологий на прямую зависит от состояния экономики страны, от уровня жизни людей, от качества и доступности образования, от состояния интеллектуального потенциала современного общества. Приоритетным направлением развития системы образования на современном этапе является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

Проект разработан для внедрения модели информационной образовательной средыДОУ для успешного и качественного выполнения требований ФГОС к структуре ООП ДОУ по следующим разделам:

1. Создать наилучшие условия для внедрения в образовательный процесс ДОУ информационных технологий;

2. Организовать работу с педагогами по теоретической и практической подготовке с целью повышения информационной культуры педагогов.

3. Осуществлять развитие детей дошкольного возраста через инновационные и интерактивные формы работы.

4. Применять компьютерные технологии для диагностики, анализа и коррекционной работы, а также для работы с одарёнными детьми.

5. Активно использовать информационные ресурсы в воспитательно-образовательном процессе, применяя принцип интеграции.

6. Улучшить работу по взаимодействию с родителями ДОУ, педагогическим сообществом села, района, края через информационное пространство.

Идея проекта: качественная информационно образовательная среда позволит организовать работу ДОУ и всех участников образовательного процесса при реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС максимально эффективно и успешно.

Задачи:

1. Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной базой, позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.

2. Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс:

• использовать информационные технологии для организации совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы, по всем направлениям, и в режимные моменты;

• обеспечить условия для развития информационной культуры участников образовательного процесса;

• создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство.

3. Повысить доступность и качество образовательного процесса за счет индивидуальной, коррекционной и работы с одарёнными детьми, активно используя информационныересурсы сети Интернет:

• организационное, нормативно – правовое, методическое и техническое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды;

• создание условий для свободного доступа к локальной сети и Интернет;

• внедрение Интернет – технологий в работу педагогов ДОУ;

• оснащение детского сада программным обеспечением, доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием.

4. Создать единую информационно - образовательную среду.

Работа над проектом осуществляется путём создания модели информационной образовательной среды, самообразования педагогов по вопросам ИКТ, развития информационно – коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, путём активизации работы сайта ДОУ для родителей и общественности, путём создания локальной сети для улучшения воспитательно - образовательного процесса и управленческой деятельности.

В основе проекталежат следующие принципы:

• Принцип охраны здоровья детей

Информационная культура

• Компьютерная грамотность педагогов

Информационный подход к педагогическому процессу.

• Триединство образовательных целей.

• Педагогическая целесообразность.

• Интеграция.

• Принцип мультимедийности.

• Интерактивный характер.

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают объёмные и очень важные задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, для создания единой информационной среды.

Ресурсное обеспечение проекта

п/п Ресурсы Действия

1 Нормативно-правовые • разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, заключение договоров с партнерами и спонсорами;

2 Научно-методические • создание творческой группы по реализации проекта в ДОУ

• разработка механизма мониторинга реализации проекта;

• внедрение системы методической поддержки в процессе реализации проекта

• обеспечение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми

• разработка и реализация подпроектов

3 Кадровые • повышение квалификации педагогов, не имеющих курсов по ФГОС

• создание творческой группы

4 Информационные • формирование банка данных по реализации проекта

• мониторинг проекта

• организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта

5 Материально-технические • приобретение технических и дидактических средств обучения

• оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийным проектором, ноутбуками

6 Финансовые • смета расходов ДОУ

• спонсорская и благотворительная помощь

Поэтапный план реализации проекта

Этапы проекта Мероприятия проекта Ответственные

1 этап - организационный • разработка нормативно- правовой базы

• анализ и обобщение теоретических и практических исследований по теме проекта (приложение 1,

• создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту

• проведение обучающих семинаров для педагогов ДОУ с целью повышения их профессиональной мотивации и творческой инициативности

• разработка модели внедрения ИКТ в воспитательно- образовательный процесс ДОУ (приложение 2, управление ДОУ (развитие ИКТ-компетентности руководителя, заведующего хозяйством, в сотрудничестве с родителями, с социумом Заведующая

В-ль в. к. Масалова Е. В.

2 этап – внедренческий • апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ (развитие сайта, создание буклетов, выпуск газеты «Гнёздышко» (приложение 3, использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников, создание медиатеки).

• подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике путём самообразования и курсов повышения квалификации

• организация открытого сотрудничества с родителями и сельскими социальными структурами, через ИКТ; страничка для родителей на сайте ДОУ

• реализация подпроекта «Профград» - профсоюз будущего, создание странички «Мой пофсоюз» на сайте ДОУ (приложение 4)

подпроект «Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ» (приложение 5)

• совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей (приложение 6)

• реализация подпроекта «Здорово жить здоровым» (приложение 7)

• обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью

• реализация подпроекта «Внедрение инновационного опыта работы по проблемам ответственного родительства» (приложение 8)

• участие в вебинарах и интернет-конкурсах;

• изучение передового педагогического опыта коллег из разных городов России и зарубежных стран

• реализация детско-родительских проектов;

• использование ИКТ при проведении праздников и развлечений

• реализация подпроекта «Профград» - профсоюз будущего В-ль в. к.

Масалова Е. В.

3 этап – результативный • анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов

• обобщение опыта работы педагогов

• трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ, районных мероприятиях

• разработка программы работы ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты

• Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса.

• Активизация познавательной деятельности детей.

• Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

• Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

• Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.

• Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.

• Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

• Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

• Повышение педагогической культуры родителей.

Возможные риски

• Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети, препятствующие достижению положительного и максимального результата.

• Отсутствие дополнительных средств на оснащение, содержание и обновление технической базы.

• Недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по применению информационных коммуникативных технологий в работе с детьми.

Источники финансирования и смета затрат на реализацию проекта

• спонсорская и благотворительная помощь;

• общий бюджет на реализацию проекта составит 180 000 рублей.

Смета затрат на реализацию проекта

п/п Позиция Единица измерения Кол - во Цена за единицу (руб.) Итого (руб.)

Техническое оснащение

1.1.Приобретение :

Компьютеров шт. 1 30000 30000

Ноутбуков шт. 4 25000 100000

Мультимедийных проектов шт. 1 40000 40000

1.2. Закупка методической, учебной литературы комплект 1 700 3500

2. Методическое обеспечение реализации проекта

2.2. Проведение семинаров, раздаточных материалов, расходные материалы семинар 2 500 1000

2.3. Издание методических, информационно-справочных материалов Экз. 50 100 5000

2.4. Проведение мониторингового исследования, анкетирование, обработка анкет, подготовка анализа 500

Итого: Руб. 180000

Заключение

Проект имеет практикоориентированный характер. Тема проекта актуальна и востребована педагогическим коллективом ДОУ и родительской общественностью. В рамках проекта разработан модель создания и развития информационно-образовательной среды ДОУ с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего развитие различных сфер личности детей дошкольного возраста, определены показатели и индикаторы оценки эффективности проекта. Представлена система мероприятий, стимулирующих родительскую вовлеченность в единое информационно-образовательное пространство ДОУ. Разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие ИКТ-компетентности педагогического коллектива детского сада.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Формирование современной развивающей предметно-пространственной среды в рамках многомерного пространства Формирование предметного содержания РППС ДОО Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная.

Комплексное занятие: социальный и природный мир, развитие речи, познание Конспект комплексного занятия с детьми средней группы «В зоопарке ремонт" Задачи: 1. Расширить представления детей о жизни зверей в зоопарке.

Положение о проведении конкурса «Вклад в развитие информационного контента ДОУ» Борисова Кристина Витальевна Положение о проведении конкурса «Вклад в развитие информационного контента ДОУ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее.

Построение интерактивного информационного пространства ДОУ. Понятие интерактивного информационного пространстранствава. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое.

Проект «Танцуй-ка» в рамках образовательной области «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .

Социальный проект «Дарите добро» Социальный проект: «Дарите добро!» Цель проекта: Оказание помощи детям сиротам, как слабозащищенным слоям населения посредством привлечения.

Социальный проект «Детство без границ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» Социальный проект Проект составила: Мухаматчина.

Социальный проект «Мама — солнышко мое»Социальный проект «Мама — солнышко мое» Ачкасова Юлия Викторовна, Тишкина Наталья Алексеевна Тип проекта: социальный, среднесрочный, групповой. Актуальность проекта: Отражение.

Социальный проект «Территория сказки»Социальный проект «Территория сказки» Социальный проект «Территория Сказки» I Раздел: • номинация: «Социальный проект»; • автор, должность: Чудинова Людмила Юрьевна • название.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Математика
  • Математика
Автор публикации:
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»
Опубликовано: 22 января 2017 в 21:40
+192Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 143.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 декабря. Всемирный день Антарктиды

Праздник самого холодного континента отмечают во всем мире 1 декабря. В этот день было подписано соглашение о признании Антарктиды мирной зоной, человечество решило, что там не может быть никаких военных...

1 декабря. Всероссийский день хоккея

Хоккей профессиональный уже давно переехал под крыши ледовых арен и перестал зависеть от погоды и времени года. Но всё равно – для народа это зимний вид спорта. Поэтому наша Федерация хоккея,...


Горячие темочки