Яна Михайлова
Социокультурное взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Музей глазами детей» (Маршрут выходного дня)
▼ Скачать + Заказать документы
Социокультурное взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта (Маршрут выходного дня
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Социокультурное взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта „Музей глазами детей“ (Маршрут выходного дня)» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музеи. Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, могут дать подрастающему поколению возможность для повышения интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности. Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир, приобщить детей к прекрасному.
Уважаемые коллеги вы, наверное, тоже наблюдаете, что родители меньше уделяют время для решения вопросов воспитания и личностного развития дошкольников. Причин для этого много, загруженность на работе, отсутствие инициативы и т. д. Мы как педагоги обязаны активизировать родителей.
Для себя мы нашли такой эффективный способов взаимодействия с родителями – это "Маршрут выходного дня" в рамках проекта «Музей глазами детей».
Оказавшись в необычной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая предметы крестьянского быта, изделия народных мастеров, картины, общаясь с экскурсоводом.
Выходные для родителей являются теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому чаду. В эти дни педагоги нашего детского сада приглашают родителей и их детей посетить музей, в нашем городе их три: музей «Береста Сибири», музей истории города Мариинск (бывший Краеведческий музей, Литературно-мемориальный Дом-музей В. А. Чивилихина.
Представляю Вашему вниманию проект «Музей глазами детей».
Цель проекта :
Привлечение родителей детей старшего дошкольного возраста к активной совместной культурно-просветительской деятельности для воспитания у дошкольников основ музейной культуры и повышения статуса семейного воспитания.
Задачи проекта :
• Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
• Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранения культурного наследия, интереса к родному краю через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.
• Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью совместных посещений музеев.
• Формировать представление о музее, расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края.
• Способствовать формированию системы духовно-нравственных ценностей ребенка: приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма.
Ожидаемые результаты:
• Повышение познавательной активности у детей и родителей.
• Появление интереса к музейной культуре.
• Развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников.
• Повышения качества воспитания и образования дошкольников.
• Расширение кругозора и словарного запаса у детей.
• Привлечение родителей к работе над проектом.
• Снижение эмоционального напряжения у детей.
• Пополнение предметно-пространственной среды группы и мини-музея.
• Проявление инициативы от детей и родителей.
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала.
• Разработка анкеты для родителей. Хочу подробно рассказать. После экскурсий я составила анкету и предложила родителям. После обработки данных были получены следующие результаты:
• Из 40 опрошенных родителей всего 16 семей посещали наш мини-музей «Кукольный сундучок».
• На вопрос: Часто ли Ваш ребёнок рассказывает о занятиях в мини-музее – 18 ответили «Да», 7 «Редко», а 15 «Не рассказывают».
• Порадовало, что большинство родителей знают названия 2-3 музеев, но посещали их 23 семьи из 40, многие были на выставках, которые организованы в рамках проекта.
• На вопрос: как Вы считаете, нужно ли посещать музей совместно с детьми, положительно ответили 37 родителей, остальные ни чего не написали.
• В последнем пункте родители оставили такие пожелания и предложения, привожу дословно:
- Хотелось бы по чаще, чтобы проходили мероприятия совместно с садиком.
- Процветания, дальнейших планов и новых экскурсий и проектов.
- Дальше развиваться, творческих успехов, всего наилучшего.
- Создать план работы с музеями города, проведения интерактивных экскурсий.
• Презентация проекта на заседании педагогического совета.
• Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста". Были проведены индивидуальные и групповые беседы.
Большую помощь оказывают воспитатели в организации экскурсии:
Информационно – консультативную, помогают в организации анкетирования родителей.
Продукт проектной деятельности :
• Разработка серии памяток, стендов для родителей в рамках «Маршрута выходного дня».
• Создание «Мини-музеев», выставок в группах после посещения музеев.
• Запись диска с фото и видео материалами.
Работа с родителями:
• «Маршрут выходного дня» - совместные мероприятия с родителями и детьми.
• Индивидуальные консультации.
• Оформление информационных стендов.
• Памятки для родителей (с адресами музеев города, буклет "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста" и т. д.).
• Привлечение к сбору экспонатов.
• Создание книги отзывов и предложений «Книга впечатлений».
Работа с детьми:
• Включение проекта в образовательную деятельность (прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием).
• Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий.
• Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев в группе.
• Просмотр видеороликов. Игры музейного содержания, игры-развлечения, интеллектуально – творческие игры, игры – эстетического содержания. Проведение конкурсов, выставок детского творчества.
Подготовительный этап:
• Разработка перспективного планирования.
• Изучение Интернет-ресурсов и литературы по данному направлению.
• Подбор литературы и наглядного материала.
• Наблюдение, беседы с родителями, для определения степени потребности и желания сотрудничать в данном проекте.
• Мотивация родителей на активное сотрудничество.
После посещения музеев на сайте детского сада и на портале «МААМ» на своей страничке и в местной газете «Вперед» публикуем фотоотчеты, статьи.
1. «Дыханье старины глубокой» музей истории города Мариинска.
2. «Чарующий мир морских раковин» Литературно-мемориальный Дом-музей В. А. Чивилихина.
3. «Сокровища морских глубин» мини-музей в экологической комнате МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок».
4. «Фантазии полёт и рук творенье» музей «Береста Сибири» выставка работ творческого объединения «Мастер» Дом детского творчества.
Также запланировано посещение музея «Береста Сибири», тема: «Берестяная сказка» - апрель, музей истории города Мариинска, тема: «День Победы», Центр дополнительного образования детей, тема: «Уроки старой школы». В планах на лето пешая экскурсия по городу Мариинску, посещение «Ремесленной мастерской и гостиной семьи Михайловых» (экскурсия, мастер – класс и чаепитие).
В конце года семьям воспитанников, которые принимали участие в проекте «Музей глазами детей» вручаются благодарственные письма и диск с фото и видео материалами.
Хочется закончить стихотворением:
Выходные, выходные!
Дни хорошие такие!
Дома мы скучать не станем:
на экскурсию пойдем,
По дороге с мамой,
папой песню весело споём!
Ну а дома сядем дружно
рисовать и мастерить!
Вот что значит на отлично
выходные проводить!