Получи документы

Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста

Ольга Моздукова
Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста

Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рассматривается в обществе как высшая ценность.

Публикация «Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Известно, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Прежде всего, это условия, созданные и поддерживаемые в семье. Равнодушие к особенностям развития ребенка со стороны родителей может привести к быстрому затуханию одаренности. И напротив, преувеличение проявляемых ребенком способностей, перекос в воспитании в сторону лишь выявленной одаренности, приводит к многочисленным проблемам, связанным с неразвитостью других сторон личности ребенка. И только адекватная оценка особенностей ребенка и создание условий для гармоничного развития деятельностной, мотивационной, интеллектуальной, социальной сфер его развития может привести к сохранению и совершенствованию одаренности и возможности наиболее полно реализовать ее.

Это относится и к образовательной организации, которая не в меньшей степени, чем семья влияет на раскрытие и реализацию одаренности детей. Большая работа проводится в настоящее время по раннему выявлению одаренности, организации образовательного процесса, способствующего развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (программа «Одаренный ребенок» и др.). Одаренность важна не сама по себе в какой-либо области, а то, как она будет реализоваться, на основе каких ценностей будет действовать одаренный человек, какова будет его гражданская позиция, социальная компетентность. Следовательно, особое внимание в работе с одаренными детьми должно уделяться формированию их социальному развитию.

Социальное развитие дошкольника - база, на которой будет выстроена социальная компетентность взрослого человека. Социальное развитие дошкольника - это целенаправленный процесс вхождения ребенка в социум, благодаря которому он учится осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается. Именно успешность социального развития определяет, как будет развиваться одаренная личность ребенка: с гармоничным или дисгармоничным типами развития.

Одаренные дети с гармоничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью, высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития характеризуются нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой. Высокий уровень отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180) почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических проблем.

Сила культуры заключена в ее порождающих и творческих возможностях (Л. С. Выготский). Овладение творчеством в любой сфере человеческой деятельности возможно только на основе достижений культуры, использовании ее памяти. М. С. Каган рассматривает прогресс в культуре как движение вперед и ввысь - «таково условие выживания человечества». Образ спирали, используемый для иллюстрации идеи прогресса, непосредственно относится и к культуре. Культура - это саморазвивающаяся система. И только личность с богатым творческим потенциалом способна стать творцом, влиять на культуру, жить в ней, активно присваивать и преумножать ее ценности.

Рассмотрение дошкольного детства с точки зрения растущего социокультурного феномена помогает объяснить социальную и личностную сущность становление и развития одаренности ребенка-дошкольника на современном этапе развития общества, которая характеризуется, одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой - индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта.

Эмоционально-смысловой доминантной развития одаренности дошкольников являются содержание основных сфер их жизнедеятельности, которыми являются познание, деятельность, общение и игра. Таким образом, понятие «развитие одаренности ребенка дошкольного возраста» можно рассматривать как многомерный феномен, который, имея биологическую и психическую основу, опосредован социокультурными факторами развития общества. Присвоение ребенком человеческой культуры и участие в творческой деятельности всегда носит деятельностный характер - он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к созданию продуктов творчества и саморазвитию и самостроительству собственной жизни под руководством значимого взрослого.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Игры по развития речи детей дошкольного возраста МБДОУ№60 Воспитатель: Плиева А. Б. Владикавказ 2018г. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,.

Книга из фетра для речевого развития и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Это необычные игрушки, которые развивают память, воображение, умение комбинировать и систематизировать. Игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терлецкая Мария Павловна, отделение педагогических специальностей, специальность:.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Возможности пластилинографии для развития детей дошкольного возрастаВозможности пластилинографии для развития детей дошкольного возраста Это хобби? кому как. Для меня слепить из пластилина можно все и к любому занятию) Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское.

Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка Автор статьи: Носкова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной к школе группы №1 комбинированной направленности муниципального.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 10:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД