Лучший педагог года

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников» (8 фото)

Елена Ларионова
Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»

Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110» является частью системы города и успешно решает задачи воспитания, развития и обучения дошкольников.

Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Дзержинска, но и для всей области. Знакомить детей с доступными историческими событиями - наша задача.

Публикация «Социокультурный проект „Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников“» размещена в разделах

Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.

Изучая данную проблему, мы разработали значимое для наших условий содержание, формы, средства и методы взаимодействия ДОУ и краеведческого музея в патриотическом воспитании старших дошкольников, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ и социальных институтов.

Актуальность

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новых идей в образовательной и воспитательной деятельности.

Вопросами краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя детский сад, чтобы не только воспитать у детей интерес к истории родного края, но и убедить родителей в важности и необходимости этой работы. Немаловажную роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет и краеведческий музей, благодаря которому ребенок может увидеть как жили предки, узнать факты из жизни города и т. п.

Методических рекомендаций по ознакомлению дошкольников с настоящим родного города много, но почти нет публикаций о том, как знакомить с историческим прошлым, стоит ли этим заниматься с детьми 6 – 7 лет, доступна ли их пониманию суть событий, произошедших в минувшем. В условиях этих противоречий возникла идея совместно с Дзержинским краеведческим музеем разработать и реализовать проект «Ознакомление старших дошкольников с прошлым г. Дзержинск через взаимодействие детского сада и краеведческого музея».

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

- между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;

- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию,

- между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.

Ведущая педагогическая идея

Правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея по патриотическому воспитанию дошкольников – основная идея опыта. Именно такой подход способен обеспечить ознакомление детей с историей нашего города и развить их национальное самосознание.

Длительность работы

Работа над опытом охватывает период с сентября по апрель. Осуществляется она поэтапно:

Первый этап. Определение цели, задач, изучение интереса к данной проблеме среди коллег, родителей. Изучение уровня представлений детей о музее и о прошлом родного города.

Второй этап. Разработка модели взаимодействия ДОУ и краеведческого музея. Разработка и апробирование проведения занятий, экскурсий, посвященных истории родного города, края.

Третий этап. Анализ результатов. Обобщение и систематизация материалов опытной работы.

Теоретическая

Проблемы патриотического воспитания рассматривались и исследовались многими педагогами, психологами. И сейчас они остаются актуальными.

Большое влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, изучение героического прошлого старших поколений, оказывает взаимодействие детского сада с краеведческим музеем.

Определяя содержание музейной педагогики, нельзя абстрагироваться от возрастных особенностей воспитанников.

Учебные занятия в музее, раздвигают рамки привычного образовательного пространства. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей традиционно и представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках.

Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

В музейной педагогике обозначена главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер. Личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирования индивидуальных представлений. Однако этого явно недостаточно для построения по настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде.

Новизна

Новизна опыта состоит в разработке активных методов взаимодействия ДОУ с краеведческим музеем в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Технология проекта.

Целью работы является изучение краеведения как элемента дошкольного образования и разработка активных методов ознакомления старших дошкольников с историей родного края на основе взаимодействия дошкольного учреждения с краеведческим музеем.

Задачи.

1. Обосновать и в ходе работы апробировать активные методы формирования представлений детей 6-7 лет об истории родного края на основе взаимодействия с краеведческим музеем.

2. Использовать наряду с традиционными экскурсиями в музей, занятия в детском саду с музейными предметами, которые проводит сотрудник музея.

3. Создать условия для закрепления представлений о истории Дзержинска, полученные на экскурсиях и занятиях, в разных видах творческой деятельности.

Организация учебно – воспитательного процесса

Организация работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Дзержинска строится в соответствии с перспективным планом по патриотическому воспитанию ООП ДОУ.

К числу активных методов, позволивших успешно реализовать поставленные задачи, относим и методы закрепления представлений детей об истории края через создание условий для разных видов изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность относится к числу специфически детских видов деятельности, поэтому она всегда интересна для детей и обеспечивает усвоение представлений об исторических событиях.

Эффективными методами, активизирующими восприятие детей, обеспечивающими их речевую активность, является видео-презентации.

Результативность

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие критерии, определяющие:

- уровень представлений о прошлом города;

- уровень представлений о навыках поведения в музее, его назначении, правил музейного поведения;

- эмоциональное отношение к событиям истории нашего города, края.

Основная трудность в ознакомлении дошкольников с историей города, края состоит в том, что у них не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней, поэтому сохраняя хронологический порядок описываемых явлений следует сводить их к двум историческим понятиям: прошлое (давным — давно, в старину) и настоящее (наши дни).

Основной формой работы ознакомления детей с историей города, края являются экскурсии, которые дополняются занятиями в детском саду с музейными предметами, играми, связанными по тематике с историей города, края.

Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому целесообразно максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают, необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы. В нашем проекте это : составление рассказов для альбома «Мы знаем наш город», оформление фоторепортажей для родителей «Мы были в музее», продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование моделей).

Успешность освоения представлений об историческом прошлом города, края, определяется не только и не столько информированностью детей о цифрах, датах, именах, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать эмоционально ориентированный материал. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности взаимодействия детского дошкольного учреждения и краеведческого музея в ознакомлении старших дошкольников с историческим прошлым нашего горда, края.

Цикл занятий для дошкольников по патриотическому воспитанию в Дзержинском краеведческом музее.

Тематическая экскурсия «Путешествие по Черноречью 19-нач. 20 вв»

срок – январь

Цель : дать детям представление о быте и промыслах жителей Черноречья 19-20 вв.»

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»
Фото «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»

Тематическая экскурсия «Дзержинск родной и близкий»

срок – март

Цель : Познакомить детей с историей возникновения города, с жизнью и бытом дзержинцев 30-60 годов 20 века.

Социокультурный проект - фото
Фото №1 Мы живем в небольшом уютном и красивом городе Дзержинск

Тематическое мероприятие «Тайны музейного сундучка»

срок – октябрь

Цель : дать детям понятие музея, как учреждения, которое занимается собиранием и хранением памятников истории и культуры, познакомить с предметами старины.

Фото №2 Нам кажется что лучше роднее этого места нет Фото №3 Наш МБДОУ Детский сад является частью системы города и успешно решает задачи воспитания развития и обучения дошкольников

Тематическая экскурсия «Люблю тебя природа в любое время года»

срок –ноябрь

Цель : познакомить детей с разнообразной и неповторимой природой Нижегородского края.

Фото №4 Многолетняя история нашего города богата событиями значимыми не только для жителей Дзержинска но и для всей области Фото №5 Знакомить детей с доступными историческими событиями наша задача

Старший воспитатель : Ларионова Елена Александровна.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Фотоотчет о посещении историко-краеведческого музея с воспитанниками старшей группыФотоотчет о посещении историко-краеведческого музея с воспитанниками старшей группы Указом Президента РФ 2020 год в России объявлен Годом памяти и Славы – в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945.

Фотоотчет о посещении краеведческого музеяФотоотчет о посещении краеведческого музея Недавно мы с детьми посетили Хасавюртовский историко-краеведческий музей. Его основателем стал заслуженный учитель школы Дагестанской.

Фотоотчет «Посещение краеведческого музея» (средняя группа)Фотоотчет «Посещение краеведческого музея» (средняя группа) Посещение Суражского краеведческого музея. Сегодня мы со своими детьми посетили в первый раз наш Суражский краеведческий музей. Когда.

Фотоотчет Выездная экскурсия подольского краеведческого музея «Бабенская игрушка»Фотоотчет Выездная экскурсия подольского краеведческого музея «Бабенская игрушка» В рамках проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» в нашем детском саду прошла выездная экскурсия.

Поздравительная открытка для краеведческого музея. Мастер-класс с использованием элементов оригамиПоздравительная открытка для краеведческого музея. Мастер-класс с использованием элементов оригами Представляю вашему вниманию поздравительную открытку, которая была выполнена мной для конкурса "Подарок музею", объявленного Вышневолоцким.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Рождественский ангел (фоторепортаж с мастер-класса из краеведческого музея)Рождественский ангел (фоторепортаж с мастер-класса из краеведческого музея) Приближается прекрасный праздник – Рождество Христово. На страничках МААМ множество разных чудесных идей по изготовлению рождественских.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 13:40
+215Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД