Юлия Анатольевна Зубарева
СОД «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли).
3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях внешнего вида, повадок, в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
Публикация «СОД „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. Обогащать словарный запас.
2. Развивать умение общаться во время дискуссий; решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор.
3. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Материал:
- воздушный шарик;
- почтовый конверт;
- нарисованная карта с условными обозначениями;
- вещи и предметы: одежда, фонарик, фляга для воды, очки от солнца, шляпа, кепка, хлеб, фрукты, пачка печенья, дождевик, книга, альбом, фотоаппарат, телефон, карандаши, шариковая ручка, журнал, рюкзак;
- книга «Атлас огромного мира»; письмо; билеты на самолёт с числовыми выражениями;
- мнемотаблицы о животных Африки;
- ребус: САХАРА;
- песочные часы;
- контейнеры с фишками красного и синего цвета; счётные палочки;
- коробки с песком на каждого ребёнка (манная крупа);
- заламинированные картинки животных размером 10*10;
- загадка-шифровка «Переплетённые линии»;
- удочки; рыбки различного размера, вырезанные из мягкой магнитной пластины;
- железный сундучок с силуэтами рыбок, вырезанных из липкой плёнки;
- разноцветные камешки – кристаллы;
- текст физминутки «Звери шли на водопой»;
- ноутбук; интерактивная доска;
- презентация к занятию со слайдами и звуками.
Ход СОД:
Сюрпризный момент: В группу влетает воздушный шарик с длинной ниткой, к ней привязан конверт с надписью:
197761, г. Санкт-Петербург, Кронштадт,
ул. Станюковича, д. 6, СОШ №418,
предшкольное отделение детского сада № 18,
детям подготовительной к школе группы
В-ль: Ребята, кто из вас принёс сегодня в группу воздушный шарик? (ответы детей)
Никто не приносил! Может, кто-то из гостей принёс?
Странно, откуда же он тогда взялся! Смотрите, тут какое-то письмо! Посмотрим.
(рассматривает конверт, предлагает детям прочитать надпись; удостоверяются, вместе с детьми, что письмо пришло по адресу).
Дети самостоятельно читают адрес на конверте.
В конверте находят карту какой-то местности и письмо, в котором говорится, что эта карта приведёт детей к сокровищам, которые спрятаны, и их нужно найти.
Где же это находится?
ШИФРОВКА:
В верхнем левом углу карты изображены картинки-символы: пальма; солнце; пять олимпийских колец, символизирующих пять континентов Земли, одно из которых – чёрное – на него указывает стрелка; капля воды, перечёркнутая чертой.
(Дети разгадывают шифровку)
Нужно догадаться, куда мы отправимся?
АФРИКА – вот где спрятаны сокровища!
В-ль: как вы догадались, что это в Африке?
(дети объясняют)
Что нужно с собой взять?
Выбираем нужные вещи и предметы, складываем в рюкзак: дети аргументируют свой выбор.
Что ещё может понадобиться?
(ответы детей)
На пол выкладываем «Атлас огромного мира»
Давайте рассмотрим, где же находится Африка?
В процессе разговора выясняем:
- какой по размеру материк;
- что справа от него, что слева;
- какие океаны омывают берега Африки;
- какие климатические зоны находятся в Африке: саванна, пустыня, джунгли.
(Рассматривание глобуса, выяснение того, что Африка от С-Петербурга находится очень далеко).
На чём же мы можем добраться до Африки?
(варианты ответов детей).
В-ль: «Ой, в нашем конверте что-то ещё лежит! Посмотрим: здесь лежат билеты! Ребята, мы отправляемся в Африку на самолёте! Вот билеты!»
Но они необычные: на билетах написаны выражения чисел (состав числа до 10). Нужно сосчитать выражение, а ответ будет обозначать номер вашего места в самолёте (раздаёт билеты).
Вам поможет стюардесса (выбираем по желанию).
Настя, помоги ребятам найти свои места!
(Дети рассаживаются на стульчики, на которых прикреплены карточки с цифрами).
Рассаживаемся! Пристегните ремни! Наш самолёт отправляется в полёт!
Полетели!
На доске начинается презентация. Слайды с видами полёта над морями, горами, оливковыми рощами, берегом Африки.
Мы оторвались от земли и движемся в сторону Африки! Ребята, вспомните и скажите, с какими животными мы можем встретиться в Африке? (дети отвечают)
Слон, зебра, жираф, гиена, змея, гепард, обезьяна, лев….
А какие растения мы там увидим? (ответы детей)
Пальмы – финиковые, кокосовые, масличные; оливковые деревья; манго; папайя; баобабы.
Что и кого мы встретим в пустыне? (дети отвечают)
Змеи, верблюды, ящерицы, кактусы, колючки…
Вот сколько всего нам может встретиться в Африке!
Смотрите, впереди показался берег Африки!
Внимание! Наш самолёт идёт на посадку!
Мы снижаемся, показались оливковые рощи!
Вот мы и приземлились. Мы прибыли в Африку. Выходите из самолёта!
Давайте немного разомнёмся.
Презентация: ритмическое упражнение под музыку из х. ф. «Про Красную Шапочку» «Если долго-долго- долго….
В-ль: «Открываем нашу карту. Куда же мы отправимся? Карта указывает нам сюда» (показывает всем).
«Впереди нам могут встретиться различные неожиданности, поэтому нужно быть очень внимательными: не отставайте друг от друга. Нельзя срывать и брать в рот различные травы, ягоды и фрукты, особенно, незнакомые, а так же – грязные. Смотрите под ноги – там могут быть различные насекомые и змеи. Будьте осторожны!»
1-я остановка:
«Мы пришли к саванне. Здесь водится много различных животных. Рассмотрите эти таблицы. Про кого они нам рассказывают? Кто здесь живёт?»
Мнемотаблицы о животных.
«Каких вы ещё знаете хищников саванны? Каких травоядных?» (ответы детей)
Идём дальше, согласно карте.
Впереди у нас – ребус, отгадав его, мы узнаем, куда попали?
- САХАРА-
2-я остановка: (дети рассаживаются за столы)
Разбор слова САХАРА.
«Определите звуки и выложите фишками, разделите на слоги. Сделать это нужно очень быстро, а помогут нам в этом песочные часы».
Дети выкладывают слово с помощью синих и красных фишек, анализируют своё решение вслух: определяют гласные и согласные, делят на слоги.
«Молодцы! Всё правильно и быстро сделали!»
Да, вот мы и попали в пески пустыни Сахары. Здесь очень жарко, трудно животным и растениям, да и людям, передвигающимся по ней. Почему?
(Вода на большой глубине, животные – только те, которым не нужно много воды, или которые могут обходиться без неё долгое время. Растения – колючки – их корни уходят вглубь земли на несколько десятков метров – высота 15-ти этажного дома, - и находят воду).
Песок! Какой в пустыне песок? (дети отвечают)
Горячий, по нему трудно идти.
Почему верблюд может спокойно передвигаться по пустыне? (дети отвечают)
Животные – верблюды – самые выносливые, им в пустыне не страшно. Почему?
(У них в горбах находятся вода и жир, поэтому они долгое время могут находиться без пищи и воды).
Как ещё называют верблюда? («корабль пустыни»)
У нас тоже есть песок. Давайте его потрогаем: какой он?
(мягкий, сыпучий)
По песку в пустыне передвигаются животные, то змея проползёт. Как она ползёт? (дети показывают на песке)
Как передвигается тушканчик? (прыжками)
Давайте тоже пальчиками сделаем «прыжки»!
(Дети выполняют «прыжки» пальцами по песку).
А сейчас аккуратно раздвиньте в центре вашей коробочки песок и посмотрите: кто у кого там спрятался?
(Дети раздвигают песок и находят там картинки с различными животными: кобра, тушканчик, варан, ящерица).
Молодцы! Нам пора идти дальше! Смотрим на карту!
3-я остановка:
Мы подошли к следующей точке, отмеченной на нашей карте. Здесь нас ждёт задание, выполнив которое, мы узнаем, куда идти дальше.
«Переплетённые линии»
Нам нужно к реке. Но там нужно быть очень осторожными. Как вы думаете, почему?
(Нам могут встретиться опасные животные: крокодилы, бегемоты).
Мы устали, нужно отдохнуть. Пожалуй, сделаем привал и напьёмся воды из чистого родника с водой.
Физминутка «Звери шли на водопой»:
Жарким днём лесной тропой
звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
топал слонёнок,
за мамой-зебрихой
нёсся зебрёнок,
за мамочкой-львицей
крался и львёнок,
за мамой-мартышкой
прыгал ребнок,
гиена вела за собою щенят, -
все мамы и звери напиться хотят!
В-ль:
«Воды напились, но в реке мы можем наловить и рыбы. Возьмите удочки и попробуйте поймать».
(Дети вылавливают магнитных рыбок и складывают улов в ведёрко).
В-ль: «Вот сколько рыбы мы наловили!»
Мы отправляемся дальше – в тропическую часть Африки – в джунгли. Кого мы можем встретить здесь? (дети отвечают).
Но помимо животных и птиц, в джунглях можно встретить и племена диких людей, которые живут в лесу: пигмеи, туземцы. Если мы пришли к ним с добром, то они тоже ответят нам добром.
Вот он – человек из племени Тумба-Юмба.
(интерактивная доска: мультяшный герой)
За то, что мы выполнили все задания, нам передали клад – сокровища – вот они. Но сундучок не открывается, почему-то…
Ой, смотрите, на сундучке наложены силуэты рыб, может, они нам помогут! Только как? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы открыть сундучок?
(Дети рассуждают: нужно приложить рыбок, выловленных в реке, к силуэтам).
(Если дети не догадались, предлагаем попробовать это сделать).
Открываем сундучок, в нём – драгоценные камни. Вот они – сокровища! Но главные сокровища – это те знания, которые мы получили во время нашего путешествия. Берегите их! А так же, берегите и не обижайте растения и животных не только Африки, но и на нашей Родине, и в других странах, где вы будете отдыхать или путешествовать – многие из них стали очень редкими, они занесены в Красную книгу, - их нужно беречь!
Что ж, возвращаемся домой!
«Раз, два, три, - сундучок, домой верни!» (Проговариваем вместе с детьми).
Вот мы и дома! Как же хорошо в родном краю! Как говорится: «В гостях – хорошо, а дома – лучше!»
Каждый возьмите себе, из добытых сегодня сокровищ, по одному камешку: если вам занятие понравилось, вам было легко и интересно, то положите в этот сосуд жёлтые камешки, а если было трудно, - красные.
(Дети выкладывают камешки).
А на память о нашем путешествии, возьмите по одному, понравившемуся вам, камешку.