СОД в средней группе «Кукла для малышей»

Пшеничная Нина Викторовна
СОД в средней группе «Кукла для малышей»

Цель: Познакомить детей с историей народной куклы и одним из способов ее изготовления.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и русскими традициями;

2. Познакомить с различными видами самодельных кукол и одним из способов изготовления куклы из ткани.

3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, способность фантазировать, эстетический вкус.

4 Содействовать гендерному воспитанию детей.

.5Вызывать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

6. Индивидуальная работа по ходу.

Оборудование:

-глобус, стулья по числу детей, русская народная музыка, образец-тряпичная кукла, заготовки из ткани для кукол на каждого ребенка, резинки, ноутбук, телевизор.

-презентация по теме занятия.

Предварительная работа: Беседы с детьми про предметы старины, быт людей в старину, игрушки, рассматривание кукол из разных материалов.

Материалы: презентация с изображением тряпичных старинных кукол, образец готовой куклы, на каждого ребенка лоскуты белой ткани 2шт 15х15 см; круг-сарафан яркий с прорезями для рук и головы, косынка яркая, резинки,атласная лента узкая. Музыка русская народная, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,я приглашаю вас к себе. (дети подошли).Отгадайте загадку.

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь.

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли, но очень маленькая.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: А что означают разные цвета на глобусе?

Дети: леса, моря, страны.

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами много говорили о странах, народах разных национальностей, которых очень много на нашей планете. У них своя культура, свой язык, на котором они разговаривают, своя история и традиции, своя национальная одежда, игры, песни, игрушки в которые дети, как и вы любят играть. А игрушка - часть народной традиции. Какая игрушка олицетворяет нашу страну?

Дети: Матрешка.

Воспитатель: А вы хотите узнать как возникла первая игрушка в нашей стране. ?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Я приглашаю вас в наш видеосалон. Проходите и садитесь. (Дети сели)

- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю. В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера – кудесники делали «игрушки-самоделки» своими руками. Раньше кукол делали из ткани - это была тряпичная кукла. и она была самой распространенной и любимой игрушкой(1слайд)

Кукла была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас.

Первую свою куколку младенец получал от своей мамы, когда был еще совсем крохотным и лежал в своей колыбельке. Куклу эту называли – пеленашка. Посмотрите, как выглядела эта кукла. .(2слайд)

Как вы думаете, почему ее так называли?

Дети: От слова пеленать, так пеленают младенцев.

Воспитатель: Молодцы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». И сли такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора». Считалось, что пеленашка оберегает ребенка от злого духа и дурного глаза.

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла. Когда девочка подрастала, мама начинала ее учить делать кукол самостоятельно. Эта куколка была более сложной по изготовлению и называлась «скрутка».(3 слайд)Как вы думаете, почему ее так называли? (Лоскутки ткани скручивали)

Посмотрите, у этой куколки уже появились и ручки и ножки.

А вот, когда девочка становилась еще старше, то по русскому обычаю, она должна была сделать себе специальную куколку, тем самым, показывая, какая она умелица и мастерица. Эта кукла называлась «на выхвалку». (4Слайд)

(Почему ее так называли?

Дети: Девочка хвалилась.

Воспитатель: Да, девочка делала куклу на показ и чтобы похвалиться своей работой. Обратите внимание, у этой куклы уже появилось лицо, костюм яркий, красивый, в русских традициях. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки.

Если у девушки эта кукла получалась красивая и аккуратная, то у этой

девушки не было отбоя от женихов. А коли кукла выходила растрепанная и кривая, некрасивая – такую девушку замуж брать не хотели. Считалось, что она будет плохой хозяйкой в доме. (5 слайд)

На Руси кукол делали из разных материалов: из тряпок и лоскутков, из соломы, бересты, мха, сена и ниток. материала привычного для людей, он всегда был под рукой. С каждым годом куклы становились разнообразнее, современнее. Но люди помнят историю своей страны, знают во что играли их бабушки, дедушки и гордятся историей своей страны.

А где сейчас делают игрушки?

Дети: На фабриках.

Воспитатель:А хотите я научу вас делать тряпичную куклу своими руками.

Дети. Да.

Скоро мы с вами пойдем в гости в ясельную группу. Давайте сделаем куколки и подарим детям? Согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: В куклы играют в основном девочки, я думаю, что наши мальчики тоже захотят сделать и подарить нашим друзьям куклу сделанную своими руками. Вы мальчики согласны?

А сейчас, чтобы снять напряжение с глаз, мы сделаем упражнения.

«Тренировка для глаз»

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

А сейчас я приглашаю вас в «мастерскую добрых дел», где

мы с вами станем мастерами – искусниками и изготовим с вами куколку из тряпочек. Проходите садитесь удобно. (Дети сели) Ребята, давайте приготовим наши ручки к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Я уже сделала вот такую куклу (Показ образца). У вас на столе все для работы смотрите внимательно и делайте вместе со мной. Вот такую куклу я уже сделала и научу вас.

Первый этап: Возьмите кусочек ватки и сделайте из него комочек.

Второй этап: Теперь возьмите белый лоскут, положите его на стол и положите в середину ватку и заверните, это будет голова. Одной рукой держите, а другой возьмите резинку и зафиксируйте голову, несколько раз обмотайте резинку. Эту заготовку отложите в сторону.

Третий этап: Возьмите еще лоскут, мы будем делать руки кукле. Скатайте валик туго сворачивая его. Теперь возьмите первую заготовку и вложите валик-ручки куклы под голову. Прижмите ручки к голове и зафиксируйте туловище резинкой. Помогите друг другу, обмотайте резинку. Вот и получилась куколка. А сейчас наши пальчики хотят отдохнуть.

Воспитатель: Ну,что. продолжим работу. Как вы думаете, чего не хватает куколкам?

Дети:Платья.

Воспитатель: .Мы нарядим кукол в яркие сарафаны. И они на столе. Нарядите кукол. Давайте украсим сарафан яркой лентой, чтобы она была еще нарядней.

Молодцы, ребята, замечательные куклы у вас получились». Русская тряпичная куколка простая. Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, значит нам родная.»

Вам понравилось делать куклу? Вы были внимательными, помогали друг? Вам было легко? А что было трудного? Вы теперь самостоятельно можете сделать куколку дома и научить своих близких. Вы можете поиграть со своими куколками. А когда пойдем к малышам мы подарим их А себе сделаем еще. Хорошо?

А сейчас наша мастерская добрых дел заканчивает свою работу.

Публикации по теме:

«Сибирский кот» интегрированное занятие для детей средней группы. Славные котики руками малышей — лепим, учим стихи, беседуем Тема «Лепка сюжетная по содержанию стихотворения В. Шипуновой «О чём мечтает сибирский кот" Задачи: Учить детей создавать пластическую.

Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей»Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей» В нашей группе регулярно проводятся мероприятия информационного и обучающего характера с целью ознакомления детей и их родителей с правилами.

Коллективная работа в подготовительной группе «кукла Масленица»Коллективная работа в подготовительной группе «кукла Масленица» Коллективная работа в подготовительной группе "кукла Масленица" Домашняя Масленица считалась сильным оберегом для жилища. Она символизировала.

Конспект НОД по аппликации «Кукла» в старшей группеКонспект НОД по аппликации «Кукла» в старшей группе Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по этикету для детей средней группы «Этикет для малышей» Конспект НОД по этикету для детей средней группы. Тема: «Этикет для малышей» Разработала старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый.

Конспект НОД в средней группе «Кукла Масленица» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация). Цель: формирование.

Открытое занятие в средней группе «Кукла Маша пришла в гости» Открытое занятие в средней группе «Кукла Маша пришла в гости». Воспитатель: -Ребята,посмотрите у нас гости,давайте с ними поздороваемся.

План-конспект занятия в средней группе. Мастер-класс «Кукла Масленица»План-конспект занятия в средней группе. Мастер-класс «Кукла Масленица» План-конспект занятия в средней группе. Мастер-класс «Кукла Масленица» Цель: Познакомить детей обрядовой куколкой Масленица, развитие интереса.

Продолжение проекта «Мир малышей» в старшей группеПродолжение проекта «Мир малышей» в старшей группе Следующим этапом данного проекта было мероприятие «Наши меньшие друзья». Оно направлено на формирование интереса детей к окружающему.

Занятие ЛФК в средней группе «Кукла» Занятие ЛФК в средней группе «Кукла» Цель: 1. продолжать формировать навык правильной осанки 2. продолжать укреплять мышечный корсет при помощи.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
СОД в средней группе «Кукла для малышей»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 16:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Классный час в 4 классе «Поздравляем маму»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви!...
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык»
"Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор учащихся. ·...
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить, мне...