МААМ-картинки

Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников

Татьянина Наталья
Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Публикация «Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников» размещена в разделах

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, так как родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Поиск и осуществление современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных вопросов. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Форма - вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленные определенным содержанием (толковый словарь С. И. Ожегов).

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. Кроме этого работа может быть индивидуальной и с коллективом родителей.

Формы работы дошкольного учреждения семьей

Планируя ту или иную форму работы, педагоги всегда исходят из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираются следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Форма определяет содержание работы с родителями. Содержание – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее (толковый словарь С. И. Ожегова)

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012 педагогические работники обязаны : осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (ст. 48 ч. 1 п. 1).

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ (ФГОС ДО п. 2 ч. 2.5).

Составляя рабочую программу, педагог планирует работу с родителями, используя разные формы :

- родительские собрания «Старший дошкольный возраст. Какой он?»;

Круглый стол: «Юные исследователи»; итоговое родительское собрание «Подведение итогов года. Наши достижения»;

- Семинар – практикум: «Добрая семья прибавит разума-ума»

- консультации: «Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», «Что должен знать ребенок 5-6 лет?»,«Ребёнок от 5 до 6 лет. Какой он?» и др.

- выставки: выставка новогодних поделок и игрушек, выставка поделок

«Наши скворечники»,др.

-праздники: праздник Осени, праздник «Новогодний карнавал»,совместное мероприятие с родителями «Что за прелесть эти сказки!» (КВН по сказкам А. С. Пушкина,шоу - викторина к 23 февраля «Суперпапа»,Масленица «Проводы зимы!» и др.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. С введением ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», работа по вовлечению родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

Формирование педагогической компетентности;

Формирование мобильности родительской общественности;

Формирование авторитетности родительской общественности.

Целью является создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Работа должна строиться на основных принципах партнёрства ДОУ и семьи :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Индивидуальный подход.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

4. Динамичность.

5. Открытость.

В условиях реализации ФГОС ДО сотрудничество ДОУ с семьей ведется по четырем направлениям:

1. Познавательное направление.

2. Информационно-аналитическое направление.

3. Наглядно-информационное направление.

4. Досуговое направление.

Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Групповое родительское собрание, обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитывается также интересы и пожелания родителей. Однако из опыта работы могу сказать, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Поэтому выход из этого положения- в изменении форм и методов проведения. Общение нужно строить не на монологе, а на диалоге. Такой подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки. Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения таких собраний достаточно высок.

Познавательное направление включает также:

- консультации и индивидуальные беседы;

В индивидуальных беседах воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи, родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.

Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещают родителей. На некоторые консультации можно приглашать родителей из всех групп. Для всех родителей хорошо провести консультации юриста, работника милиции, диетолога. Отдельные консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей, имеющих одного ребенка, и т. д.

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии;

- открытые занятия.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Наглядно-информационное направление - даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому родительские уголки должны быть яркими, привлекательными.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Содержание материалов, помещаемых в уголках, должно освещать цели и задачи, характер работы с детьми в соответствии с требованиями образовательной программы ДОУ. Такие уголки создаются иногда по группам, иногда общие - для всех родителей.

Оформление текстового и иллюстративного материала в их может быть – в зависимости от условий – самым разным: стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.

Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

-объявления и рекламы;

- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки;

- выпуск газет.

Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают будни ярче, от этого растёт самооценка педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции

- акции.

Например, у многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел.

Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения является :

1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т. е. наличие представлений:

- о педагогической деятельности в целом;

- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;

- об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- о деятельности воспитателя;

- о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста;

2. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена:

- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;

- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

- свободой выбора участников деятельности;

- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Таким образом, объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет)ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет) В нашем образовательном учреждении 10 семейных детских садов. В семейных группах воспитываются более 30 детишек в возрасте от 2 месяцев.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников
Опубликовано: 25 января 2023 в 21:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД