Валентина Щербакова
Содержание и пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ДОУ. Старшая группа. На основе программы «Мир открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка 4
Раздел 2. Содержание программы 11
2.1 Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста 5-6 лет 11
2.2 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 12
2.3 Учебный план 15
2.4 Расписание занятий 16
2.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей 17
2.6 Работа по реализации регионального компонента в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» 23
Публикация «Содержание и пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ДОУ, Старшая группа, На основе программы „Мир открытий“» размещена в разделах
2.7 Система мониторинга 24
2.8 Работа с родителями 26
2.8.1 Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям 27
2.8.2 Формы сотрудничества с семьей и социальными партнерами 28
Раздел 3. Организационный 29
3.1 Материально-техническое оснащение 29
3.2 Учебно – методическое обеспечение 29
Приложение 30
Раздел № 1. Пояснительная записка
1. Адресат Рабочая программа разработана для организации образовательной деятельности воспитанников старшей группы ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
2. Нормативные документы Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
• Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
• Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. Г. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012. – 320 с.
• Устав МДОУ «Детский сад № 7 «Искорка» от 26.12.2011г.
3. Парциальные программы • И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» ;
• Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (элементы);
• А. А. Вахрушевой, Е. Е. Качемасовой «Здравствуй мир!» (окружающий мир для дошкольников 2-7 лет).
4. Цель и задачи Цель программы : программы является непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи программы
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• развивать физические, интеллектуальные и личностные качества детей;
• учитывать в образовательном процессе возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;
• синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие;
• формировать общую культуру ребёнка;
• приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
• формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность ребёнка;
• выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного развития;
• оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
5. Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год
6. Основные принципы и подходы к формированию Программы Основные принципы :
1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
4. Принцип системности и непрерывности:
5. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
6. Наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в дошкольном отделении,
7. Взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в дошкольном отделении,
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
9. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями. [ФГОС, стр. 3]
Формирование Программы основано на следующих подходах
1. Личностно-ориентированный подход:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
• целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
• развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельный подход:
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
• креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
• овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом
3. Культурно-исторический подход:
• создать условия для проявления творческой инициативы в социальном воспитании и духовно – нравственном развитии детей дошкольного возраста.
• формирование обобщенных представлений о родном крае, региональных особенностях Ростовской области, как имеющего богатейшие культурно-исторические традиции и ценности (историко-фольклорное, традиции русского календаря, духовной и практической жизни народа).
• Разумное построение и организация образовательной среды, стимулирующая развитие, на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Рабочая программа обеспечивает современное качество образования согласно возрастным и индивидуальным потребностям личности ребенка.
Местные социально - этнические, климатические, природно - экологические и географические условия, определяет значимую характерную особенность образовательного пространства ДОУ и в рамках основной образовательной программы, включает в себя реализацию национально - регионального компонента.
Региональный компонент согласуется с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основная образовательная и дополнительные программы в комплексном взаимодействии способствуют целостности дошкольного образования детей 5-6лет, на этапе перехода из одной ступени возраста к другой.
7. Технологии Практическая реализация системы дидактических принципов деятельностного метода обеспечивается в Программе технологией «Ситуация» (Л. Г. Петерсон, Е. Ю. Протасова, А. И. Буренина)
8. Ожидаемые результаты реализации программы
(Целевые ориентиры) Любознательный, активный
• Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
• - задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью ко взрослому;
• - любит экспериментировать;
• - способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
• - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый
• Откликается на эмоции близких людей и друзей;
• - сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
• - эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства;
• - эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения;
• эмоционально реагирует на мир природ
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
• - владеет диалогической речью;
• - владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
• (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
• - способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
• Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо;
• - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• - соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. д.)
• - способен планировать свои действия;
• - способен добиваться конкретной цели.
• - Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных взрослым;
• - может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных самостоятельно;
• - в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);
• - находит способы решения различных проблем с помощью действий поискового характера;
• - способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе
Имеет представление:
• - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к
• определенному полу;
• - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
• - об обществе, его культурных ценностях;
• - о государстве и принадлежности к нему;
• - о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Умеет:
• - работать по правилу;
• - работать по образцу;
• - слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• - работать в общем темпе;
• - договариваться, распределять обязанности, работая в коллективе сверстников.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.