Получи документы

Содержание и принципы построения методической работы в ДОО

Масленникова Ирина
Содержание и принципы построения методической работы в ДОО

Содержание и принципы построения методической работы в ДОО

Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Так, разовые открытые просмотры или консультации, подготовленные зам. зав. по УВР или старшим воспитателем без учёта действительных интересов педагогов, не решают абсолютно никаких серьёзных психолого-педагогических задач. Планируя содержание методической работы, зам. зав. по УВР или старший воспитатель должен изучить мотивационно-ценностную составляющую каждого педагога, уровень его профессиональной компетентности, чтобы выбрать технологии методической поддержки индивидуального образовательного маршрута каждого воспитателя и специалиста.

Публикация «Содержание и принципы построения методической работы в ДОО» размещена в разделах

Структура методической работы в ДОО :

- прогнозирование;

- программирование;

- планирование;

- организация;

- регулирование;

- контроль;

- стимулирование;

- коррекция;

- анализ.

Деятельностный подход к построению методической службы в ДОО позволяет выделить другую структуру: мотивы – цель – содержание – формы – методы – результаты.

Результатом методической работы в ДОО должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Система методической работы может быть спроектирована по следующей структуре: прогнозирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция – анализ. Успешность функционирования системы зависит от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы, учета важных проблем и тенденций в развитии образовательного процесса ДОО и профессионального мастерства педагогов. Содержание методической работы формируется на основе различных источников, как общих для всех дошкольных организаций региона, так и исходя из реальных, неповторимых условий каждой дошкольной организации.

Прогнозирование и планирование содержания работы можно определить как деятельность методической работы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОО в новое качественное состояние.

Информационно-аналитическая функция методической работы ДОО :

• анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива

• вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечный результат деятельности

• оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач

• установление преемственности между прошедшим и новым учебными годами

• анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах

• анализ потребности в развитии ДОО, осуществление инноваций

• поиск идей развития ДОО, перспективы возможностей в области инновационных преобразований

• изучение передового педагогического опыта

Важнейшими функциями методической работы являются прогнозирование и планирование.

Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов.

Прогностическая функция предусматривает:

1. Прогнозирование целей и задач деятельности ДОО

2. Определение вариантов моделей выпускника

3. Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников

4. Моделирование новых форм существования ДОО

5. Проектирование процессов развития дошкольного учреждения

6. Проектирование последствий запланированных инновационных процессов

Одним из путей совершенствования методической деятельности является программно-целевое планирование, которое составляется под реализацию выявленных проблем и предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур методической службы.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

I этап — анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности, поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.

II этап — постановка целей и задач.

Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.

V этап — утверждение плана на педагогическом совете.

Задача зам. зав по УВР или старшего воспитателя – умение организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого педагога, а та проявить принципиальность в достижении поставленной цели.

Современные формы работы методической работы – традиционные (педсоветы, семинары, практикумы, консультации, уголки воспитателя, аттестация, самообразования, мониторинги и т. д.) и нетрадиционные (мастер класс, школа педагогического мастерства, презентация методических разработок, проектная деятельность и др.)

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методической работы необходимо проводить самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Публикации по теме:

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание и принципы построения методической работы в ДОО
Опубликовано: 20 июня 2025 в 16:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и принципы построения методической работы в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Масленникова Ирина (УИ 1382209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных