Масленникова Ирина
Содержание и принципы построения методической работы в ДОО
Содержание и принципы построения методической работы в ДОО
Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Так, разовые открытые просмотры или консультации, подготовленные зам. зав. по УВР или старшим воспитателем без учёта действительных интересов педагогов, не решают абсолютно никаких серьёзных психолого-педагогических задач. Планируя содержание методической работы, зам. зав. по УВР или старший воспитатель должен изучить мотивационно-ценностную составляющую каждого педагога, уровень его профессиональной компетентности, чтобы выбрать технологии методической поддержки индивидуального образовательного маршрута каждого воспитателя и специалиста.
Публикация «Содержание и принципы построения методической работы в ДОО» размещена в разделах
Структура методической работы в ДОО :
- прогнозирование;
- программирование;
- планирование;
- организация;
- регулирование;
- контроль;
- стимулирование;
- коррекция;
- анализ.
Деятельностный подход к построению методической службы в ДОО позволяет выделить другую структуру: мотивы – цель – содержание – формы – методы – результаты.
Результатом методической работы в ДОО должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Система методической работы может быть спроектирована по следующей структуре: прогнозирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция – анализ. Успешность функционирования системы зависит от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы, учета важных проблем и тенденций в развитии образовательного процесса ДОО и профессионального мастерства педагогов. Содержание методической работы формируется на основе различных источников, как общих для всех дошкольных организаций региона, так и исходя из реальных, неповторимых условий каждой дошкольной организации.
Прогнозирование и планирование содержания работы можно определить как деятельность методической работы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОО в новое качественное состояние.
Информационно-аналитическая функция методической работы ДОО :
• анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива
• вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечный результат деятельности
• оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач
• установление преемственности между прошедшим и новым учебными годами
• анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах
• анализ потребности в развитии ДОО, осуществление инноваций
• поиск идей развития ДОО, перспективы возможностей в области инновационных преобразований
• изучение передового педагогического опыта
Важнейшими функциями методической работы являются прогнозирование и планирование.
Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов.
Прогностическая функция предусматривает:
1. Прогнозирование целей и задач деятельности ДОО
2. Определение вариантов моделей выпускника
3. Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников
4. Моделирование новых форм существования ДОО
5. Проектирование процессов развития дошкольного учреждения
6. Проектирование последствий запланированных инновационных процессов
Одним из путей совершенствования методической деятельности является программно-целевое планирование, которое составляется под реализацию выявленных проблем и предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур методической службы.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
I этап — анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности, поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
II этап — постановка целей и задач.
Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
V этап — утверждение плана на педагогическом совете.
Задача зам. зав по УВР или старшего воспитателя – умение организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого педагога, а та проявить принципиальность в достижении поставленной цели.
Современные формы работы методической работы – традиционные (педсоветы, семинары, практикумы, консультации, уголки воспитателя, аттестация, самообразования, мониторинги и т. д.) и нетрадиционные (мастер класс, школа педагогического мастерства, презентация методических разработок, проектная деятельность и др.)
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методической работы необходимо проводить самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.