МААМ-картинки

Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития

Бабарико Жанна Сергеевна
Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально.

Дошкольный возраст наиболее ценный и благоприятный период в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и эстетических ценностей.

Современная ситуация в дошкольном образовании является непростой:

• неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии детей;

Публикация «Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

• рост психогенных нарушений у детей, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.

• в помощи нуждаются дети, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеобразовательного вида.

Понятие и структура общения

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);

- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

- перцептивная сторона общения (процесс воспитания друг друга партнерами по общению).

Структурные компоненты коммуникативной деятельности

Предмет общения – это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к показанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.

Под мотивом деятельности согласно концепции А. Н. Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается деятельность.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

- потребностью во впечатлениях;

- потребностью в активной деятельности;

- потребностью в признании и поддержке.

В каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова 1979) :

• в первые полгода жизни, ведущим в общении является личностный мотив;

• в раннем возрасте - деловой мотив;

• в первой половине дошкольного детства - познавательный мотив;

• во второй половине снова личностный мотив.

Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения.) среди них можно выделить три основные категории:

- экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

- предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

- речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Функции общения:

- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

- формирование и развитие межличностных отношений;

- познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”); умение организовать общение (“Я умею”, характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”). Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возраст общение имеет свою специфику.

Этапы развития общения ребенка со взрослым

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.

Известный отечественный психолог М. И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы, средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различных формы общения:

1. Возникает в онтогенезе (2-3мес.) - ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

2. Появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет., где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой.

3. Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого.

4. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

- определенный уровень развития психических процессов;

- эмоционально-мотивационная готовность;

- наличие произвольности поведения;

- сформированность общения.

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - общение со сверстниками.

Общение со сверстниками:

- дает возможность ребенку стать равным партнером в общении;

- более многопланово;

- дает возможность ребенку проявлять личностные характеристики (всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность);

- дает возможность ребенку проявлять инициативу.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций:

- управление и контроль действиями партнера;

- навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так);

- совместная игра;

- постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты).

От того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.

Условия успешного развития коммуникативных способностей у дошкольников

Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова и др. выделяют следующие условия: личность педагога, содержание деятельности, в которую он вовлекает ребенка. Социализирующая роль педагога заключается:

а) в передаче ребенку специфических навыков общения и типичных способов поведения в различных ситуациях;

б) в создании условий, способствующих положительному эмоциональному настрою ребенка в группе;

в) в предъявлении ребенку определенных требований и контроле за их выполнением;

г) в умении проникнуть в настроение, посочувствовать огорченному, оказать эмоциональную поддержку;

д) в умении видеть, какое место занимает ребенок в социометрической структуре группы, кому из детей требуется помощь в установлении контактов со сверстниками;

е) овладение культурой речевого общения;

ж) умение владеть собой даже в трудных ситуациях.

Трудности, влияющие на характер общения у дошкольников с задержкой психического развития.

Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями (Л. М. Шипицина, Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Т. О. Журавлева, Е. С. Слекович, Р. Д. Триггер, Е. А. Чернышева)

В исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы (Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Л. В. Кузнецова, Е. С. Слекович).

У детей с ЗПР :

• снижена потребность в общении;

• наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения;

• общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

• незрелость мотивационно-потребностной сферы;

• возникают трудности адаптации к среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие;

• несформированность эмоционального поведения;

• несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения с другими детьми;

• возникает обходимость в специальном педагогическом воздействии.

Коррекционная работа по преодолению негативных особенностей коммуникативной деятельности детей с ЗПР должна способствовать повышению уровня их социального развития.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности (в том числе и в общении). Однако игровая деятельность детей с ЗПР по мнению многих исследователей (О. С. Никольская, У. В. Ульенкова, Л. И. Плаксина) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения со взрослыми препятствуют появлению необходимых предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию.

Программа коррекции, разработанная Е. В. Дмитриевой, нацелена на преодоление отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей. Она опирается на общую программу коррекции негативных особенностей этой категории детей, которая реализуется в коррекционных группах детского сада и предусматривает расширение знаний детей об окружающем мире, развитие мышления, речи, формирование общей способности к учению.

Формирование коммуникативных навыков происходит :

- на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

- на индивидуальных и групповых занятиях.

- в свободной и игровой деятельности детей и под руководством воспитателя вне занятий.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детейКонсультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: "Завязать и застегнуть"Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 13 октября 2021 в 11:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Бабарико Жанна Сергеевна (УИ 893443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД