Бабарико Жанна Сергеевна
Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально.
Дошкольный возраст наиболее ценный и благоприятный период в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и эстетических ценностей.
Современная ситуация в дошкольном образовании является непростой:
• неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии детей;
Публикация «Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• рост психогенных нарушений у детей, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.
• в помощи нуждаются дети, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеобразовательного вида.
Понятие и структура общения
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника.
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
- перцептивная сторона общения (процесс воспитания друг друга партнерами по общению).
Структурные компоненты коммуникативной деятельности
Предмет общения – это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект.
Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к показанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.
Под мотивом деятельности согласно концепции А. Н. Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается деятельность.
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:
- потребностью во впечатлениях;
- потребностью в активной деятельности;
- потребностью в признании и поддержке.
В каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова 1979) :
• в первые полгода жизни, ведущим в общении является личностный мотив;
• в раннем возрасте - деловой мотив;
• в первой половине дошкольного детства - познавательный мотив;
• во второй половине снова личностный мотив.
Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения.) среди них можно выделить три основные категории:
- экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
- предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);
- речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Функции общения:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”); умение организовать общение (“Я умею”, характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”). Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возраст общение имеет свою специфику.
Этапы развития общения ребенка со взрослым
В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.
Известный отечественный психолог М. И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы, средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различных формы общения:
1. Возникает в онтогенезе (2-3мес.) - ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых.
2. Появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет., где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой.
3. Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого.
4. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.
К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех достижений за предшествующие периоды психического созревания.
Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:
- определенный уровень развития психических процессов;
- эмоционально-мотивационная готовность;
- наличие произвольности поведения;
- сформированность общения.
Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.
Особенности общения дошкольников со сверстниками
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - общение со сверстниками.
Общение со сверстниками:
- дает возможность ребенку стать равным партнером в общении;
- более многопланово;
- дает возможность ребенку проявлять личностные характеристики (всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность);
- дает возможность ребенку проявлять инициативу.
Общение дошкольников охватывает целый спектр функций:
- управление и контроль действиями партнера;
- навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так);
- совместная игра;
- постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты).
От того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.
Условия успешного развития коммуникативных способностей у дошкольников
Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова и др. выделяют следующие условия: личность педагога, содержание деятельности, в которую он вовлекает ребенка. Социализирующая роль педагога заключается:
а) в передаче ребенку специфических навыков общения и типичных способов поведения в различных ситуациях;
б) в создании условий, способствующих положительному эмоциональному настрою ребенка в группе;
в) в предъявлении ребенку определенных требований и контроле за их выполнением;
г) в умении проникнуть в настроение, посочувствовать огорченному, оказать эмоциональную поддержку;
д) в умении видеть, какое место занимает ребенок в социометрической структуре группы, кому из детей требуется помощь в установлении контактов со сверстниками;
е) овладение культурой речевого общения;
ж) умение владеть собой даже в трудных ситуациях.
Трудности, влияющие на характер общения у дошкольников с задержкой психического развития.
Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями (Л. М. Шипицина, Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Т. О. Журавлева, Е. С. Слекович, Р. Д. Триггер, Е. А. Чернышева)
В исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы (Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Л. В. Кузнецова, Е. С. Слекович).
У детей с ЗПР :
• снижена потребность в общении;
• наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения;
• общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.
• незрелость мотивационно-потребностной сферы;
• возникают трудности адаптации к среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие;
• несформированность эмоционального поведения;
• несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения с другими детьми;
• возникает обходимость в специальном педагогическом воздействии.
Коррекционная работа по преодолению негативных особенностей коммуникативной деятельности детей с ЗПР должна способствовать повышению уровня их социального развития.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности (в том числе и в общении). Однако игровая деятельность детей с ЗПР по мнению многих исследователей (О. С. Никольская, У. В. Ульенкова, Л. И. Плаксина) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения со взрослыми препятствуют появлению необходимых предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию.
Программа коррекции, разработанная Е. В. Дмитриевой, нацелена на преодоление отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей. Она опирается на общую программу коррекции негативных особенностей этой категории детей, которая реализуется в коррекционных группах детского сада и предусматривает расширение знаний детей об окружающем мире, развитие мышления, речи, формирование общей способности к учению.
Формирование коммуникативных навыков происходит :
- на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
- на индивидуальных и групповых занятиях.
- в свободной и игровой деятельности детей и под руководством воспитателя вне занятий.