Папки-передвижки

Содержание коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи. Формирование лексико-грамматических категорий

Мария Орешкина
Содержание коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи. Формирование лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи.

Формирование лексико-грамматических категорий

по лексической теме «Морские и речные обитатели»

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Публикация «Содержание коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи, Формирование лексико-грамматических категорий» размещена в разделах

Дети с общим недоразвитием речи имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

В нашем детском саду функционируют 2 группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

В логопедическую группу попадают дети прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию и получившие рекомендации продолжить дальнейшее обучение в специализированной группе.

В основе организации коррекционно - развивающего образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

В нашем детском саду, в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы применяем принцип тематического подбора учебного материала.

Работа по определенной лексической теме дает возможность сформировать удетей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый подбирает дидактические игры и упражнения, учит с детьми стихи, отгадывает загадки в рамках одной лексической темы.

Свою работу по лексическим темам строют : воспитатель, инструктор по физической культуре, учитель - логопед, педагог - психолог, музыкальный руководитель.

Педагоги, работая в тесном контакте, консультируют родителей (лиц, их заменяющих).

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, при использовании дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Сегодня мне бы хотелось обратить внимание на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Морские и речные обитатели»

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Хотя практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, это не единственная задача обучения. Перед логопедом стоят и другие задачи, такие как

формирование правильного произношения;

подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

развитие навыков связной речи.

Но, именно формирование лексико-грамматического строя речи нацеливает на то, чтобы научить дошкольников осмысленно говорить, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание.

Важно, как можно раньше сформировать у ребёнка понимание значений грамматических форм.

К сожалению, успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям…

В ГРАММАТИКЕ преобладают ошибки в неправильном употреблении предлогов при именах существительных, замене формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам имен существительных среднего рода («чистый окно»).

Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.

Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается.

Если смысл грамматических форм остается непонятен для ребенка, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей

Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ.

Если смысл грамматических форм остается непонятен для ребенка, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей.

Но если умело заинтересовать детей, то можно добиться значительных результатов в речевом развитии.

Тематическое планирование позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её.

Использование комплексно - тематического планирования позволяет достигнуть дидактической цели через детальное изучение темы.

Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки словообразования и изменения слов.

ИГРЫ – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. ОНИ развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

По лексической теме подбираются дидактические игры, в играх используется мяч, картинки.

Примеры дидактических игр в коррекционной работе по формированию лексико-грамматических представлений :

Задача коррекционной работы – научить ребенка

• понимать обобщающие слова;

«Запомни и повтори»

Формирование обобщающих понятий у детей.

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.

понимать назначение местоимений:

«Он – они» с мячом

- морской лев - … морские львы

- добрый кашалот - …

- черный краб - …

- серый дельфин - …

- морской конёк -…

- морской ёж - …

- ядовитая медуза - …

- морская змея - … и т. д.

«Жадина» с мячом

- ерш – мой

- сом -…. - щуки -…. - медуза -…

- пескарь. - карась -… - плотва -….

- дельфины-… - мурена -…. – чешуя -….

- черепаха -…. – осьминог-…. – крабы -….

- плавник -…. – хвост -…. - звезды -…. и т. д.

• понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

«Измени словечко»

- плывущий дельфин, что делает? – плывет

- уплывающий карась- ….

- погружающийся кит -…

- всплывающая акула -….

- лежащая камбала -….

- охотившаяся акула -… и т. д.

• понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

«Возьми картинку» картинки расположены на магнитной доске.

Задания детям

- возьми картинку в нижнем левом углу, кого ты взял

-//-//-//- между …. и….

-//-//-//- под….

-//-//-//- над…

-//-//-//- слева от…

-//-//-//- справа от… и т. д.

• понимать количественные числительные.

- 1 ерш – 3 ерша

- 1 сом - 3…. - 1щука - 3…. - 1 медуза - 3…

-1 пескарь - 3. – 1 карась - 3… - 1 плотва - 3…. –1 хвост - 3….

- 1звезда - 3…. - 1дельфин- 3… - 1 мурена - 3…. – 1чешуйка - 3….

- 1 черепаха - 3…. – 1осьминог- 3…. – 1 краб - 3 …. и т. д.

• дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода ;

«Один-много»

Образование существительных множественного числа.

Морской лев- … морские львы

Злая акула-… злые акулы

Черный краб- … черные крабы

Серый дельфин - … серые дельфины

Морской конёк -… морские коньки

Морской ёж - … морские ежи

Прозрачная медуза- … прозрачные медузы

• понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;

«У меня нет.» с картинками

Ребята по очереди выбирают картинки и говорят: у меня нет…., но есть…

Скажи правильно

Кто? Золотая рыбка

Нет кого?

Подплывать к кому?

Вижу кого?

Наблюдаю за кем?

Сказка о ком?

• понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

«Назови ласково» с мячом

- ерш – ершик

- сом -…. - щука -…. - медуза -… - плавник -….

- пескарь. - карась -… - плотва -…. – хвост -….

- звезда -…. - дельфин -… - мурена -…. – чешуя -….

- черепаха -…. – осьминог-…. – краб -…. и т. д.

«У рыбы – у рыбки»

- у рыбы хвост, а у рыбки хвостик

- у рыбы зубы, а у рыбки.

- у рыбы плавники, а у рыбки…

- у рыбы глаза, а у рыбки.

- у рыбы рот, а у рыбки…

- у рыбы брюхо, а у рыбки…

- у рыбы спина, а у рыбки…

• понимать формы единственного и множественного числа глаголов

«Он делает – они делают»

- рыба плавает, а рыбы что делают? – плавают

- акула нападает, а акулы ….

- дельфин ныряет, а дельфины ….

- рак пятится назад, а раки…

- карась прячется, а караси….

- щука охотится, а щуки….

- осьминог всплывает, а осьминоги….

- лещ плещется, а лещи…. и т. д.

• расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;

«Что умеют делать …»

- рыба может плавать, нырять, прятаться, всплывать и т. д.

- акула….

- осьминоги …

- рыбак-…. и т. д.

«Подбери слово»

Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением.

Педагог просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».

• расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;

Дидактическая игра «Выбери нужное действие»

Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

• расширять активный словарь относительными и притяжательными прилагательными;

«Какой, какая, какие?»

- обитатель моря – морской, а обитатели морей какие? – морские

- рыба речная, а рыбы -….

- акула большая, а акулы -…

- плавник спинной, а плавники -…

- пескарь трусливый, а пескари.

- щука голодная, а щуки-…

- щупальце длинное, а щупальца-… и т. д.

«Вопросы — ответы»

Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.

Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.

• развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;

«Скажи наоборот»

- акула большая, а карась - ….

- карп сытый, а щука -…

- краб пугливый, а дельфин-…

- хвост длинный, а плавник -….

- акула морская, а щука -…

- дельфин красивый, а акула-… и т. д.

«Доскажи словечко»

- карась уплывает, а щука догоняет

- краб прячется, а осьминог…

- камбала лежит, а медуза …

- кит погружается, а дельфин…

- щука плывет вправо, а карась….

• развивать умения образовывать однокоренные слова;

«Какое слово не подходит?»

Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить.

Морской, море, морщина, моряк.

«Подбери рифму».

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как…. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая …рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая… рыбища

Эх сорвался мой улов,

Рассердился… рыболов. -

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой…. рыбак

от обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день…. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась… рыбалка

• совершенствовать навык согласования существительных и числительных в роде, числе и падеже.

«Рыболов»

Согласование числительных с существительными, ответы полными предложениями.

Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.

«Два- пять»

Словообразование, согласование числительного с существительным.

Два кита – пять китов

Два краба – пять крабов

Два дельфина – пять дельфинов

Два осьминога- пять осьминогов

Две акулы- пять акул

«Сосчитай 2,5» (согласование числительных с сущ. в роде, числе и падеже)

Один чёрный краб два чёрных краба пять чёрных крабов

Одна плоская камбала две плоских камбалы пять плоских камбал

Один электрический скат два электрических ската пять электрических скатов

Одна конусная ракушка две конусных ракушки пять конусных ракушек

Одна острозубая мурена две острозубых мурены пять острозубых мурен

Одна радужная форель две радужных форели пять радужных форелей

• развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

Собери предложение

Рыбак, рыбалку, на, идет.

Аквариуме, в, плавает, рыбок, много.

Котелке, в, уха, варится.

• совершенствовать умения составлять простые предложения союзами;

«Зачем?» составление предложений с союзом – чтобы-

- зачем акуле острые зубы? – чтобы было легче охотиться.

- зачем крабу клешни -….

- зачем осьминогу щупальца -…

- зачем медузе щупальца -…

- зачем морскому ежу колючки -… и т. д.

Участие родителей - это неотъемлемая часть образования детей. Логопед предлагает родителям дома вместе с детьми заучивать стихи, выполнять игровые упражнения. Таким образом, родители систематически знакомятся с той работой, которая проводится в группе, и могут закреплять знания, полученные в детском саду. Задание дает не только логопед но и педагог- психолог.

В итоге дети должны научиться использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

Выполняя с детьми задания, заинтеровываем малыша, используем его любимые игрушки, стараемся сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи. Формирование лексико-грамматических категорий
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 13:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи. Формирование лексико-грамматических категорий» (включая файлы) размещена пользователем Мария Орешкина (УИ 9164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД