Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе

Наталья Мардаровская
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе

Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметно-развивающая среда в старшей группе организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться в группы по интересам в географической зоне, зоне изобразительной деятельности и строительно-конструктивной зоне, в природной зоне и литературной зоне, в зоне развивающих игр и зоне сюжетно-ролевых игр, а так же в учебной зоне.

Игра в старшем дошкольном возрасте является любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Поэтому предметно-игровая средаподелена на три разные зоны: зона развивающих игр, зона сюжетно-ролевых игр и зона строительно-конструктивных игр.

1. Зона сюжетно-ролевых игр представлена:

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Игра отличается от игры в магазин тем, что она адаптирована к современным условиям. Многие дети посещали с родителями супермаркет и имеют реальные представления о магазинах такого плана.В нашем супермаркете выделено несколько отделов: от «молочного» до отдела «бытовая химия».

Играя, дети учатся классифицировать, выделять часть из целого. Эта игра способствует тому, что дети, полученный в процессе игры опыт могут воспроизвести в жизнь и, наоборот, обогащают игровой сюжет полученными в жизни знаниями, а так же, дети знакомятся с профессией продавца-кассира.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Основная цель этой игры: воспитывать у детей привычку следить за опрятностью своего внешнего вида, своей причёски. Научить девочек делать не сложные причёски для кукол и подруг, используя резинки, заколки, ленты. А так же приобщить детей к специфике современных профессий (визажист, косметолог и др.). Салон носит знакомое и близкое всем девочкам название – «Маленькая фея».

Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»

Играя в эту игру, дети знакомятся с этапами появления газетной статьи, от интервью, в процессе которого у детей развивается связная диалогическая речь, коммуникативные навыки, до появления этой статьи на листе бумаги. Условно набирая текст, дети знакомятся с профессией – машинистка. Эта игра способствует развитию любознательности (ребёнок узнаёт новое и интересное и с удовольствием рассказывает об этом окружающим).

Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи»

Современная игра для современных детей. Сотовый телефон стал неотъемлемой частью жизни современного человека – взрослого и, даже, ребёнка. Многие дети уже в начальной школе пользуются собственными сотовыми телефонами. Дети-дошкольники, играя в игру «Салон сотовой связи», знакомятся с разными моделями сотовых телефонов. Разбираются в таких понятиях как модель, сотовая сеть Мегафон, МТС, Билайн. Дети выносят полученные знания в повседневную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра «Медсанчасть»

В данной игре прослеживается взаимосвязь в работе аптекаря-фармацевта, врача и медсестры-работника регистратуры. В процессе игры дети получают знания необходимые в повседневной жизни. Учатся оказанию первой медицинской помощи. Эта игра предусматривает множество ролей.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Игра знакомит дошкольников с профессией – почтальон, с трудом и результатом труда почтальона.В процессе игры дети оперируют такими понятиями как: телеграмма, бандероль, посылка, конверт, письмо, открытка.

2. Строительно-конструктивная зона

Важная роль в старшем дошкольном возрасте отводится конструктивной деятельности, поэтому в зону включены конструкторы строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, металл, напольные и настольные, различные по размеру и способам крепления деталей, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций, мозаика разных размеров, а так же, материал для творческого конструирования, который представлен в виде клуба «Рукодельница».Цель: Занимаясь в клубе, у детей развивается образное мышление, мелкая моторика, эстетический вкус, воспитывается аккуратность. Дети учатся бережно относиться к используемому материалу и готовым изделиям, которыми девочки могут потом украсить себя. Эта игра способствует, так же, формированию эстетической оценки.

3. Зона развивающих игр

В этой зоне представлены игры на развитие образного и логического мышления, математических способностей, восприятия, зрительного внимания, мелкой моторики. Игры в этой зоне поделены на разделы. Каждый раздел имеет табличку с соответствующим содержанию названием (лото, Настольно-печатные игры, пазлы, мозаики, что для старших дошкольников несёт развивающую направленность.

4. Литературная зона

Роль книги как источника знаний в старшем дошкольном возрасте велика.

Поэтому в литературной зоне наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии для дошкольников. Литературная зона оформлена в виде библиотеки. Название выбранной книги вносится ребёнком в его индивидуальную библиотечную карточку. В литературной зоне дети учатся находить ответы на интересующие их вопросы, знакомятся с книжными новинками, учатся выбирать книгу и правильно пользоваться ею. Литература систематизирована в соответствии предложенными программой схемами. На стенде «информация»оформляются выставки на актуальные темы: «Мороз Иванович», «Рябины России», «Наш земляк – Л. Н. Толстой» и т. п.

5. Научно-познавательная зона

Цель: привить интерес к познавательной деятельности. Наполняемость зоны варьируется. Сейчас она представлена в виде географического уголка. Она может быть представлена в виде уголка биологии, научно-исследовательского центра, дизайнерской студии, Которая в нашей группе носит название «модельное агентство «Зималетто». В географическом уголке дети работают с атласом, контурными картами, путешествуют по материкам и странам, получают элементарные географические знания.

6. Художественно-эстетическая зона или зона релаксации

Здесь дети могут отдохнуть от занятий и повседневной суеты, посидеть у камина, поговорить о личном. Главная стена этой зоны художественно оформляется репродукциями известных художников, рисунками детей, тематика которых меняется.

7. Зона изобразительной деятельности

Основная цель: поддержание интереса у детей к занятиям изобразительной деятельностью, аппликацией, оригами, лепке. В этой зоне дети всегда найдут себе занятие по интересу. Дети работают с бумагой и ножницами, карандашами, фломастерами и красками, пластилином и природным материалом. Работа в уголке изобразительной деятельности способствует развитию у детей способности работать руками, развитию пространственного воображения, развитию творческих способностей, мелкой моторики.

8. Уголок природы

Цель создания уголка природы: воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, чувства ответственности и заботы о живых существах. Всё это рождает в детях не только интерес к природе, но и способствует формированию таких черт характера, как трудолюбие, дисциплинированность, милосердие. Для закрепления названий растений и условия их содержания каждый цветочный горшок оборудован специальной табличкой с названием растения и знаками-символами – условными обозначениями особенностей ухода.

9. Научная лаборатория

В этой зоне проводятся опыты. Здесь дети впервые знакомятся с элементарной химией и физикой. Исследуют различные состояния веществ, их взаимодействие друг с другом. У детей развивается познавательный интерес.

10. Оценочная зона

В этой зоне выделено два центра:

Центр «Звёздная доска»

Здесь педагог отмечает успех ребёнка, в том или ином виде деятельности, награждая его звёздочкой, которая будет висеть напротив фотографии ребёнка до конца недели, в конце месяца подводится итог и награждается победитель. Этот центр способствует созданию у детей мотивации для хорошего поведения, успешной работе на занятиях, к совершению добрых дел и т. п.

Центр «Наше настроение»

Дети оценивают своё настроение и отмечают его в специально оформленном для этого месте. Ребёнок сам решает какое у него в данный момент настроение: радостное (солнышко, печальное (солнышко прячется за тучку, или грустное и хочется плакать (тучка и дождик). В течение дня настроение может меняться, и ребёнок отмечает это. В отличии от «звёздной доски», здесь ребёнок соотносит себя не со своей фотографией, а со своей буквой (каждому ребёнку присвоена своя буква, это тоже имеет развивающую направленность – дети запоминают буквы, их графическое изображение и фонематическое звучание.

Публикации по теме:

Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУОпыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: 1. Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

Модель предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада Аннотация На современном этапе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, для максимальной реализации образовательной.

Презентация «Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе» Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе в соответствии ФГОС ДО. Ведущей деятельностью дошкольника.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы с учетом интеграции образовательных областей Социально-коммуникативное развитие : Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования,.

Организация предметно-развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе Одним из условий успешного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста является правильная организация и оборудование педагогического.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки»Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами организацией предметно-развивающей среды в.

Построение предметно-развивающей среды в старшей группе «Шалунишки» в соответствии с ФГОС Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/ г. Красноярск Воспитатель: Гимостьянова.

Проект предметно-развивающей среды в первой младшей группе Цель проекта – организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях 1 младшей группы. Задачи проекта: 1. Формирование.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В мою группу ходят дети с младшей группы.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе
Опубликовано: 16 августа 2018 в 19:51
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Конспект дистанционного НОД по ФЭМП в средней группе «Три поросёнка»
Цель: Учить считать в пределах 3, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов....
Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов Вороны - птицы очень умные. Нередко приходится наблюдать , как пара ворон сидит на...
Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...