Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе

Наталья Мардаровская
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе

Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметно-развивающая среда в старшей группе организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться в группы по интересам в географической зоне, зоне изобразительной деятельности и строительно-конструктивной зоне, в природной зоне и литературной зоне, в зоне развивающих игр и зоне сюжетно-ролевых игр, а так же в учебной зоне.

Игра в старшем дошкольном возрасте является любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Поэтому предметно-игровая среда поделена на три разные зоны: зона развивающих игр, зона сюжетно-ролевых игр и зона строительно-конструктивных игр.

1. Зона сюжетно-ролевых игр представлена:

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Игра отличается от игры в магазин тем, что она адаптирована к современным условиям. Многие дети посещали с родителями супермаркет и имеют реальные представления о магазинах такого плана. В нашем супермаркете выделено несколько отделов: от «молочного» до отдела «бытовая химия».

Играя, дети учатся классифицировать, выделять часть из целого. Эта игра способствует тому, что дети, полученный в процессе игры опыт могут воспроизвести в жизнь и, наоборот, обогащают игровой сюжет полученными в жизни знаниями, а так же, дети знакомятся с профессией продавца-кассира.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Основная цель этой игры: воспитывать у детей привычку следить за опрятностью своего внешнего вида, своей причёски. Научить девочек делать не сложные причёски для кукол и подруг, используя резинки, заколки, ленты. А так же приобщить детей к специфике современных профессий (визажист, косметолог и др.). Салон носит знакомое и близкое всем девочкам название – «Маленькая фея».

Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»

Играя в эту игру, дети знакомятся с этапами появления газетной статьи, от интервью, в процессе которого у детей развивается связная диалогическая речь, коммуникативные навыки, до появления этой статьи на листе бумаги. Условно набирая текст, дети знакомятся с профессией – машинистка. Эта игра способствует развитию любознательности (ребёнок узнаёт новое и интересное и с удовольствием рассказывает об этом окружающим).

Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи»

Современная игра для современных детей. Сотовый телефон стал неотъемлемой частью жизни современного человека – взрослого и, даже, ребёнка. Многие дети уже в начальной школе пользуются собственными сотовыми телефонами. Дети-дошкольники, играя в игру «Салон сотовой связи», знакомятся с разными моделями сотовых телефонов. Разбираются в таких понятиях как модель, сотовая сеть Мегафон, МТС, Билайн. Дети выносят полученные знания в повседневную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра «Медсанчасть»

В данной игре прослеживается взаимосвязь в работе аптекаря-фармацевта, врача и медсестры-работника регистратуры. В процессе игры дети получают знания необходимые в повседневной жизни. Учатся оказанию первой медицинской помощи. Эта игра предусматривает множество ролей.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Игра знакомит дошкольников с профессией – почтальон, с трудом и результатом труда почтальона. В процессе игры дети оперируют такими понятиями как: телеграмма, бандероль, посылка, конверт, письмо, открытка.

2. Строительно-конструктивная зона

Важная роль в старшем дошкольном возрасте отводится конструктивной деятельности, поэтому в зону включены конструкторы строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, металл, напольные и настольные, различные по размеру и способам крепления деталей, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций, мозаика разных размеров, а так же, материал для творческого конструирования, который представлен в виде клуба «Рукодельница». Цель: Занимаясь в клубе, у детей развивается образное мышление, мелкая моторика, эстетический вкус, воспитывается аккуратность. Дети учатся бережно относиться к используемому материалу и готовым изделиям, которыми девочки могут потом украсить себя. Эта игра способствует, так же, формированию эстетической оценки.

3. Зона развивающих игр

В этой зоне представлены игры на развитие образного и логического мышления, математических способностей, восприятия, зрительного внимания, мелкой моторики. Игры в этой зоне поделены на разделы. Каждый раздел имеет табличку с соответствующим содержанию названием (лото, Настольно-печатные игры, пазлы, мозаики, что для старших дошкольников несёт развивающую направленность.

4. Литературная зона

Роль книги как источника знаний в старшем дошкольном возрасте велика.

Поэтому в литературной зоне наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии для дошкольников. Литературная зона оформлена в виде библиотеки. Название выбранной книги вносится ребёнком в его индивидуальную библиотечную карточку. В литературной зоне дети учатся находить ответы на интересующие их вопросы, знакомятся с книжными новинками, учатся выбирать книгу и правильно пользоваться ею. Литература систематизирована в соответствии предложенными программой схемами. На стенде «информация» оформляются выставки на актуальные темы: «Мороз Иванович», «Рябины России», «Наш земляк – Л. Н. Толстой» и т. п.

5. Научно-познавательная зона

Цель: привить интерес к познавательной деятельности. Наполняемость зоны варьируется. Сейчас она представлена в виде географического уголка. Она может быть представлена в виде уголка биологии, научно-исследовательского центра, дизайнерской студии, Которая в нашей группе носит название «модельное агентство «Зималетто». В географическом уголке дети работают с атласом, контурными картами, путешествуют по материкам и странам, получают элементарные географические знания.

6. Художественно-эстетическая зона или зона релаксации

Здесь дети могут отдохнуть от занятий и повседневной суеты, посидеть у камина, поговорить о личном. Главная стена этой зоны художественно оформляется репродукциями известных художников, рисунками детей, тематика которых меняется.

7. Зона изобразительной деятельности

Основная цель: поддержание интереса у детей к занятиям изобразительной деятельностью, аппликацией, оригами, лепке. В этой зоне дети всегда найдут себе занятие по интересу. Дети работают с бумагой и ножницами, карандашами, фломастерами и красками, пластилином и природным материалом. Работа в уголке изобразительной деятельности способствует развитию у детей способности работать руками, развитию пространственного воображения, развитию творческих способностей, мелкой моторики.

8. Уголок природы

Цель создания уголка природы: воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, чувства ответственности и заботы о живых существах. Всё это рождает в детях не только интерес к природе, но и способствует формированию таких черт характера, как трудолюбие, дисциплинированность, милосердие. Для закрепления названий растений и условия их содержания каждый цветочный горшок оборудован специальной табличкой с названием растения и знаками-символами – условными обозначениями особенностей ухода.

9. Научная лаборатория

В этой зоне проводятся опыты. Здесь дети впервые знакомятся с элементарной химией и физикой. Исследуют различные состояния веществ, их взаимодействие друг с другом. У детей развивается познавательный интерес.

10. Оценочная зона

В этой зоне выделено два центра:

Центр «Звёздная доска»

Здесь педагог отмечает успех ребёнка, в том или ином виде деятельности, награждая его звёздочкой, которая будет висеть напротив фотографии ребёнка до конца недели, в конце месяца подводится итог и награждается победитель. Этот центр способствует созданию у детей мотивации для хорошего поведения, успешной работе на занятиях, к совершению добрых дел и т. п.

Центр «Наше настроение»

Дети оценивают своё настроение и отмечают его в специально оформленном для этого месте. Ребёнок сам решает какое у него в данный момент настроение: радостное (солнышко, печальное (солнышко прячется за тучку, или грустное и хочется плакать (тучка и дождик). В течение дня настроение может меняться, и ребёнок отмечает это. В отличии от «звёздной доски», здесь ребёнок соотносит себя не со своей фотографией, а со своей буквой (каждому ребёнку присвоена своя буква, это тоже имеет развивающую направленность – дети запоминают буквы, их графическое изображение и фонематическое звучание.

Публикации по теме:

Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУОпыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: 1. Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

Модель предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада Аннотация На современном этапе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, для максимальной реализации образовательной.

Презентация «Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе» Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе в соответствии ФГОС ДО. Ведущей деятельностью дошкольника.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы с учетом интеграции образовательных областей Социально-коммуникативное развитие : Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования,.

Организация предметно-развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе Одним из условий успешного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста является правильная организация и оборудование педагогического.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки»Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами организацией предметно-развивающей среды в.

Построение предметно-развивающей среды в старшей группе «Шалунишки» в соответствии с ФГОС Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/ г. Красноярск Воспитатель: Гимостьянова.

Проект предметно-развивающей среды в первой младшей группе Цель проекта – организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях 1 младшей группы. Задачи проекта: 1. Формирование.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В мою группу ходят дети с младшей группы.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе
Опубликовано: 16 августа 2018 в 19:51
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Фоторепортаж о коллекции карт Таро — без мистики и тайн
Рассказывая о своих увлечениях, я не упомянула о коллекционировании. В детстве это были открытки и фантики. Я выросла, но страсть к коллекционированию...
Детский мастер-класс «Веточку рябины осень подарила» в средней группе
Наступила осень. Она подарила ребятам разноцветные краски. Особенно привлекает их внимание горящие красными огоньками рябинки, которые растут на нашем...
Сценарий осеннего утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Цели: - развивать...